Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Аллюзии в газетных заголовках. - Курсовая работа. - 25 стр. - 800 р.

Введение 

Актуальность избранной темы исследования определяется тем, что в лингвистической литературе не определены чёткие границы содержания понятия «аллюзия». Несмотря на то, что интерес многих языковедов современной эпохи обращён к изучению заголовочных конструкций газет, в научной литературе по исследуемому вопросу не существует общепринятого мнения. Литературная аллюзия рассматривается либо как прецедентный текст, либо с позиции стилистических приёмов (как фигура речи). Таким образом, до сих пор не установлено, представляет ли собой аллюзия форму проявления интертекстуальности или является стилистическим приемом.
Объектом нашего исследования являются газетные заголовки, построенные в виде аллюзий.
Предмет исследования составляют тематические, структурно-семантические и функциональные способы актуализации прецедентных феноменов в аллюзиях, включённых в заголовки современных газет.
Цель курсовой работы – комплексный анализ особенностей стилистического приёма аллюзии в газетно-публицистическом дискурсе.
Специфика языка газет конца ХХ – начала ХХI вв. вызвана определенными причинами.
Во-первых, произошли коренные изменения в социальной и экономической сферах общества. В условиях государственной монополии советского периода отсутствовал основной двигатель газетной журналистики – рыночная конкуренция, что отражалось на оформлении и содержании текстов. В постсоветский период периодические издания стали искать более эффективные пути влияния на общественное сознание и в связи с этим применять самые современные технические возможности и специальные языковые средства.
Во-вторых, на язык газеты повлияла современная культурно-историческая эпоха, которую специалисты характеризуют как постмодернизм. Для него характерно смешение различных культур, использование цитатного материала, фрагментарность текстов. Эпоху постмодернизма отличает наслоение различных знаковых систем, сочетание обрывков культурных ходов разных культур, эпох и стран.
В теоретической части работы приводятся примеры из газетных заголовков большинства современных центральных газет: «Аргументы и факты» (АиФ.), «Комсомольская правда» (КП.), «Труд» (Т.), «Известия» (И.), «Московский комсомолец» (МК.), «Российская газета» (РГ.), «Правда» (П.), зафиксированные С.И.Виноградовым.
Материалом практического исследования послужили  газеты: АИФ № 13 (1430) за 2008 год, «Мир новостей» № 14 (744) за 2008 год. В этих изданиях нами было отобрано 7 заголовков статей, содержащих аллюзивные единицы.
Всего же нами было отобрано 50 аллюзий из заголовков различных российских газет. Все они зафиксированы в картотеке. Для анализа выбраны средства массовой коммуникации, обладающие достаточной авторитетностью.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- уточнить содержание дефиниции «аллюзия»;
- выявить специфику и характер отражения общекультурного компонента в аллюзии;
- на конкретных примерах проанализировать тематические и структурно-семантические особенности литературных аллюзий и в соответствии с этим выявить разновидности данного средства выразительности, характерные для газетно-публицистического дискурса;
 - определить функции аллюзий в рассматриваемых нами заголовках.
В работе нашли своё применение:
- метод сплошной выборки лексических единиц;
- метод компонентного анализа значения слова.
Вышеназванные цель и задачи определили структуру курсовой работы, логику изложения материала.
Курсовая работа состоит из Введения, Основной части (состоящей из двух глав), Заключения, Приложений.
Во Введении  обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи.  Указывается  методологическая основа работы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, раскрывающих понятие «аллюзия» с точки зрения лингвистического подхода. Рассматриваются теоретические основы функционирования аллюзии в газетном заголовке.
Во второй главе анализируются заголовки статей двух газет, содержащих  аллюзивные единицы.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.
Статьи, заголовки которых использовались нами для анализа аллюзий, зафиксированы в Приложениях.
Все найденные нами в газетных заголовках аллюзии помещены в картотеку, где фиксируется значение аллюзии, ее тип, вид маркера, источник использования.

Глава 1. Функционирование аллюзии в газетном дискурсе
Глава 2. Тематические,  структурно-семантические и
функциональные особенности аллюзий
Заключение 

Литература 
1. Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999. – 487 с.
2.Быстрова, Е.А. Фразеологический словарь русского языка / Е.А.Быстрова. – М.: АСТ, 2007. – 427 с.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. — М.: Наука, 1981. – 315 с.
4. Костомаров, В.Г. Очерки современной русской стилистики / В.Г.Костомаров. – М.: Высшая школа, 2005. – 484 с.
5. Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. - №6.
6. Новохачева, Н.Ю. Стилистический прием литературной аллюзии в газетно-публицистическом дискурсе к. XIX – н.XX века / Н.Ю. Новохачева.– Автореферат диссертации, Ставрополь, 2005. 
7. Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филологических наук / А.М. Чокою. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007. -  23 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.