Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Фонетические особенности ранней лирики Б.Пастернака. - Дипломная работа. - 59 стр. - 4000 р.

Введение 

Систематически построенных работ, изучающих фонетику поэтического языка отдельных авторов, нет: есть лишь попытки исследования, отдельные замечания. Интерес же к этой области поэтики все больше возрастает. Происходит это в связи со стремлением понять поэтическое искусство, объяснить внутренние закономерности построения поэтического произведения, раскрыть его своеобразную индивидуальность на различных уровнях языкового пространства.
В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу нашей выпускной квалификационной работы на тему «Фонетический портрет Б.Пастернака».
Звуковая сторона языка привлекала внимание исследователей и до появления научной фонетики. М.Ломоносов и В.К. Тредиаковский пытались описать звуки, и, хотя нередко смешивали их с буквами, они оставили ценные наблюдения.
Критики-символисты внесли большой вклад в русскую науку своими исследованиями звуковой стороны произведений  поэтического языка. В основу критических статей в этой области символисты  положили значительное количество фактов, собранных ими с большим вниманием и терпением.
Интересны работы В.Брюсова («Мой Пушкин»), А.Белого («Символизм»), К.Д.Бальмонта («Поэзия как волшебство»), а также языковедов и литературных критиков XIX века: Л.Якубинского («О звуках стихотворного языка»), В.Кушнера («О звуковой стороне поэтической речи») и О.Брика («Звуковые повторы»).
Несмотря на то, что в последние десятилетия очень много сделано в области поэтики, что помогает научному подходу к звуковому  разбору стиха, перечисленные работы не утратили своей ценности и сегодня.
Более поздние работы В.Жирмунского («Мелодика стиха») и Б.Эйхенбаума («Мелодика русского лирического стиха»), связанные с разбором мелодики стиха, еще больше подчеркивают значение звуковой стороны стихотворного языка и необходимости ее научного анализа.
Значительный вклад в звуковую область поэтики внесла работа А.Артюшкова («Стиховедение», 1927). Он дает звуковой разбор лирических стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева, пользуясь данными качественной фонетики и обследованием звуков.
Г.Шенгли в книге «Техника стиха» (1960) дают классификацию звуковых повторов.
Заслуживает внимания как важное пособие разбора для разбора звуковой фактуры стихотворного языка статья А.М.Пешковского «Десять тысяч звуков».
В настоящее время изучение звука представлено в работах С.В.Воронина «Основы фоносемантики» (1982), А.П. Журавлева «Звук и смысл» (1991), Н.А. Любимовой «Звуковая метафора в поэтическом тексте» (1996), Ю.В. Казарина «Поэтический текст как система «(1999) и др.
Работ, рассматривающих фонетическую сторону поэзии Б.Пастернака, мало. Это определяет новизну нашего исследования.
Звуковой стороне лирики Б.Пастернака посвящена статья L.Jones, в которой дан разбор гласных трех стихотворений поэта из романа «Доктор Живаго», а также статья К.Халафова «О музыке стихов Б.Пастернака».
Отдельные заметки можно найти в предисловиях к произведениям поэта и в короткой статье И.Бушман «О ранней поэзии Б.Пастернака».
Интересна книга Е.И.Вуканович «Звуковая фактура стихотворений сборника «Сестра моя жизнь» Б.Л.Пастернака».
Перечисленные выше исследования послужили теоретической основой для написания данной работы.
Объектом нашего исследования является поэтическая речь Б.Пастернака раннего периода творчества.
Ранние лирические произведения автора представляют особый интерес для исследования. По словам М.Цветаевой, «ранние страницы Б.Пастернака требуют усилия читателя, сотворчества, работы его воображения» [Банников 1988: 500].
Предмет данного исследования – фонетические особенности ранней лирики Б.Пастернака.
Цель работы – рассмотреть звуковую сторону поэтических произведений раннего периода творчества Б.Пастернака, определить ее особенности.
Данная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Осветить теоретические вопросы, раскрывающие особенности звуковой стороны стихотворной речи в рамках языкового и литературоведческого подходов.
2. Обратиться к периодизации творчества Б.Пастернака, определить хронологические рамки ранней поэзии.
3. Рассмотреть особенности художественного мира ранних лирических произведений поэта.
4. Проанализировать звуковую сторону ранних стихов Б.Пастернака с точки зрения:
а) звуковых повторов;
б) фонетико-акустической характеристики рифм.
При написании работы использовались следующие методы:
- метод сплошной выборки;
-метод субъективной читательской интерпретации поэтического текста;
- метод поуровнего анализа языковых единиц.
Решение перечисленных задач определило логику изложения материала.
Опишем структуру выпускной квалификационной работы.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из двух глав) и Заключения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
Первая глава освещает теоретические вопросы, раскрывающие проблему фонетических особенностей стихотворной речи.
Во второй главе рассматривается ранний период творчества поэта, определяются его хронологические рамки. Особое внимание обращено на своеобразие художественного мира ранней лирики Б.Пастернака.
Анализируется звуковая структура лирических произведений Б.Пастернака, определяются фонетические особенности ранней лирике поэта в целом.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Отечественные и зарубежные лингвисты и литературоведы  о звуковых особенностях лирических произведений 
Глава 2. Поэтический мир Б.Пастернака 
2.1. Ранний период творчества Б.Пастернака 
2.2.Художественное своеобразие ранней лирики  Б.Пастернака 
Глава 3. Анализ фонетических особенностей ранней лирики Б.Пастернака 
3.1. Роль звуковых повторов в выработке стиля поэта 
3.1.1. Аллитерация и ассонанс 
3.1.2. Звуковой повтор в лирике Б.Пастернака 
3.1.3. Парономазия у Б.Пастернака 
3.2.  Фонетико-акустическая характеристика рифм Б.Пастернака 
Заключение

1. Альфонсов, В.Н. Поэзия Б.Пастернака / В.Н.Альфонсов. – М.: Советский писатель, 1990. – 366 с.
2. Баевский, В.С. О проблеме периодизации творчества Пастернака / В.С. Баевский. Три эпохи Б.Пастернака. Пастернаковские чтения. Вып. 1. – М.: 1992. – С.33 - 42.
3. Банников, Н. О Борисе Пастернаке / Н.Банников // Б.Л.Пастернак, Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1988 – С. 493 - 502.
4. Быков, Д.Л. Борис пастернак / Д.Л.Быков. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 890с.
5. Бюхер, К. Работа и ритм / К.Бюхер. – М.: Наука, 1923. – 354 с.
6. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку  / Г.О.Винокур. -М.: Учпедгиз, 1959.  - С. 388 - 393.
7. Вуканович, Е.И. Звуковая фактура стихотворений сборника «Сестра моя жизнь» Б.Л.Пастернака / Е.И.Вуканович. – Russian Lanquaqe Jornal, 1971.- 178 с.
8. Горшков, А.И. Русская словесность / А.И.Горшков. – М.: Дрофа, 2001. – 461 с.
9. Григорьева, А.Д. К вопросу об анализе языка поэтического текста  / А.Д.Григорьева // Вопр. языкознания. - 1978. - №3.
10. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. – СПб.: Азбука-классика, 1997. – 496 с.
11. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М.Жирмунский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 341 с.
12. Журавлев, А.П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
13. Журавлев, А.П. Фонетическое значение  / А. П. Журавлев. – М.: Просвещение, 1974. – 236 с.
14. Златоусова, Л.Ф. Фонетическая структура слова в потоке речи / Л.Ф. Златоусова. – Казань, 1962. – 125 с.
15. Енсен, П.А. Контанта случайных мимолетностей. Заметки о неклассическом языке Пастернака / П.А.Енсен // Р.Д.Тименчик. Анна Ахматова в 60-е годы. – М.: Водолей, 2005. – 784 с.
16. Квятковский, А. Поэтический словарь / А.Квятковский. -  М.: Советская энциклопедия, 1966. – 376 с.
17. Лебедева, Л.И.  Ассонанс / Л.И.Лебедева // Русский язык: Энциклопедия. – М.: Высшая школа, 1997. -  С.41.
18. Лотман, Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста / Ю.М.Лотман. – Тарту: Изд. Гос.университета, 1969 (выпуск 236) - С. 206-238.
19. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю.М.Лотман. – Ленинград: Просвещение, 1972. – 270 с.
20. Масленникова, З.А. Портрет Б.Пастернака / З.А.Масленникова. – М.: Советская Россия, 1990. – 285 с.
21. Масленникова, З.А. Пастернак / З.А.Масленникова. – М.: Захаров, 2001. – 335 с.
22. Миклошич, Ф. Изобразительные средства славянского эпоса / Ф.Миклошич // Труды славянской комиссии Московского археологического общества. – М., 1985.
23. Мукаржовский, Я. Литературный язык и поэтический язык / Я.Мукаржовский. – М.: Знание, 1967. – 166  с.
24. Новиков, Л.Н. Искусство слова / Л.Н. Новиков. – М.: Педагогика, 1982. – 127с.
25. Озеров, Л.А. О Борисе Пастернаке / Л.А.Озеров. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
26. Павловец, М.Г. Б.Л. Пастернак. Анализ текста. Основное содержание / М.Г.Павловец. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
27. Панов, М.В. Ритм и метр в русской поэзии / М.В. Панов // Поэтика и стилистика. -  М.: Высшая школа, 1991. – 97 с.
28. Пастернак, Б.Л. Стихотворения: анализ / Б.Л.Пастернак. – М.: Дрофа, 2002. – 94 с.
29. Пастернак, Б.Л. Стихотворения и поэмы / Б.Л.Пастернак. – М.: Художественная литература, 1988. – 511 с.
30. Пастернак, Б.Л. Избранное / Б.Л.Пастернак. – М.: Художественная литература, 1991. – 254 с.
31.Поливанов, Е.Д. Общий фонетический принцип всякой фонетической техники / Е.Д. Поливанов // Вопросы языкознания. - 1963. - №1.
32. Рогов, О.И. Б. Пастернак. Лирика: литературная критика / О. И. Рогов. – М.: Астрель, 2006. – 126 с.
33. Тарановский, К.Ф. О поэзии и поэтике / К.Ф. Тарановский. – М.: Высшая школа, 2000. – 203 с.
34. Тимофеев, Л.И. Слово о стихе / Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1987. – 258 с.
35. Флейшман, Л. Борис пастернак в 20-е годы / Л.Флейшман. – СПб.: Академический проект, 2003.- 461 с.
36. Якобсон, Р. Работы по поэтике  / Р.Якобсон. - М.Наука, 1987. - С.272 - 316.
37. Якобсон, Р.О. Новейшая русская поэзия / Р.Якобсон // Русская словесность: От филологического метода к формальному. – М.,1997.
38. Якубинский, Л.П. О звуках стихотворного языка / Л.П. Якубинский // Русская словесность: От теории словесности к структуре. – М., 1997.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.