Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Предметно-тематические группы лексики в «Записках Екатерины II». - Дипломная работа. - 69 стр. - 4000 р.

Введение

В настоящее время существует большое количество историко-лексикологических исследований отдельных слов и лексических групп (предметно-тематических, лексико-семантических, словообразовательных гнезд). В этой области следует отметить работы Ф.П.Филина, Д.Н.Шмелева,  А.И.Горшкова, Ю.С. Сорокина и других  исследователей. Все вышеперечисленные труды и работы по различным вопросам исторической лексикологии свидетельствуют о заметном росте интереса  к семантическому анализу лексики. В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу нашего исследования.
Изучение функционирования тематической группы слов с предметным значением является в настоящее время актуальным по ряду причин.
Прежде всего, необходимо отметить, что современный этап исследований языка характеризуется возрастающим интересом как к общетеоретическим, так и к практическим проблемам, связанным с системностью лексики. Ряд исследователей (Ф.Н. Филин, Ю.С. Сорокин, Ю.Д. Апресян и др.) считают, что системность присуща лишь определенным лексико-семантическим группам слов (абстрактной лексике), а конкретная лексика (её тематические группы) лишена всяких возможных признаков системности в силу ее гораздо более тесной связи с явлениями объективной действительности.
Кроме синонимических и антонимических отношений, слова, входящие в одну тематическую группу, часто характеризуются целым комплексом чётко проявляющихся языковых закономерностей. Выделение таких системных свойств или отношений слов одной тематической группы - актуальное направление в современной лингвистике.
Известно, что словарный фонд, подвержена разнообразным изменениям. Эта особенность привлекает к  себе внимание исследователей, поскольку она может  дать богатейший материал, способный пролить свет на пути становления и развития данного, конкретного языка, свидетельствовать о связях и контактах между носителями как родственных, так и неродственных языков.
Объектом данной работы является источник мемуарной прозы XVIII века -  «Записки императрицы Екатерины II».
Для выборки лексики нами использовался текст, являющийся репринтным воспроизведением издания Искандера (Лондон 1859) (Москва: Книга, 1990. – 277 с.).
В научных работах, посвященных этому произведению, затрагивались исторические вопросы. В нашем исследовании будет предпринята попытка рассмотреть особенности языка «Записок императрицы Екатерины II» на примере употребленных в тексте предметно-тематических групп лексики. Такой подход определяет научную новизну данной выпускной квалификационной работы.
У каждого писателя собственная картина мира, которая находит отражение в его произведениях. В.В.Виноградов в работе «О языке художественной литературы» отмечал: «Писатель – носитель и творец национальной культуры. Пользуясь общенациональном языком своего времени, он отбирает, комбинирует, в соответствии со своим творческим замыслом объединяет разные средства словарного состава» [Виноградов 1967, 3]. Анализ лексики помогает выявить художественное мастерство мемуариста, авторскую индивидуальность, лингвистические и литературоведческие черты идиостиля.
Цель работы – определить место мемуарной прозы (конкретно, «Записок императрицы Екатериной II») в русской литературе последней трети XVIII века; описать язык произведения, сконцентрировав внимание на предметно-тематических группах лексики в «Записках императрицы Екатерины II», охарактеризовать их с точки зрения семантики и этимологии, проиллюстрировав примерами употребления в тексте.
Указанная цель  предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть основные тенденции в развитии русской литературы последней трети XVIII века.
2. Определить место мемуарной литературы в русской прозе XVIII века, ее характерные особенности.
3. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с понятием «предметно-тематические группы лексики».
4. Рассмотреть лексические единицы предметно-тематических групп лексики, используемые Екатериной II в мемуарах:
а) с точки зрения происхождения;
б) с точки зрения функционирования в тексте;
3.  Произвести их классификацию. 
4. Определить черты авторской индивидуальности, особенности стиля Екатерины II, приёмы художественного мастерства сквозь призму предметно-тематических групп лексики в словесной ткани рассматриваемого текста.
Решение всех этих задач определяет логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Теоретической основой для решения поставленных задач явились труды отечественных лингвистов, и прежде всего В.В.Виноградова («Грамматическое учение о слове», «О теории русской речи»), Ф.П.Филина, («О лексико-семантических группах слов»), Д.Н. Шмелева («Семантические проблемы лексики»).
При написании исследования использовались следующие методы:
- метод сплошной выборки лексических единиц;
- метод компонентного анализа значения слова;
- метод контекстологического анализа;
- количественный метод.
Структура дипломной работы включает введение, основную часть (состоящую из двух глав), заключение, список литературы, приложение.
Во Введении  обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи.  Указывается  методологическая основа работы, характеризуется её научная  новизна.
Первая глава основной части рассматривает основные тенденции в развитии русской литературы последней трети XVIII века. Большое внимание уделено анализу особенностей мемуарной прозы того времени; характеризуются «Записки императрицы Екатерины II» как мемуарный источник с исторической и литературной точек зрения.
Во второй главе рассматриваются историко-лексикологические исследования, в которых описываются предметно-тематические группы лексем; освещаются теоретические вопросы, связанные с понятием «предметные группы лексики»; определяются художественные и стилистические особенности «Записок императрицы Екатерины II». Будет предпринята попытка классификации  выделенных лексических групп.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.
Вся анализируемая нами лексика зафиксирована в Приложении.

Глава 1. Основные тенденции развития русской литературы последний трети XVIII  века
1.1. Русская литература последней трети XVIII века
XVIII век - фундамент русской классической литературы
1.2. Развитие мемуарной прозы в русской литературе последней трети XVIII  века
1.3. «Записки императрицы Екатерины II» как мемуарный источник
Глава 2. Предметно-тематические группы лексики в «Записках императрицы Екатерины II»
2.1. Классификация лексических групп
2.2. Бытовая сфера и русский литературный  язык XVIII века
2.3. Лингвистический анализ предметно-тематических групп лексики и их роль в отражении быта императорской семьи
Заключение

Литература
1. Абрамов,  В.П. Синтагматика семантического поля / В.П.Абрамов.- Ростов-на-Дону, 1992. - 108 с.
2. Благой, Д.Д. История русской литературы XVIII века / д.Д. Благой. – М.: Учебно-педагогическое издательство, 1946. –  681 с.
3. Горшков, А.И. Язык предпушкинской прозы / А.И.Горшков. – М.: Наука, 1982. – 239 с.
4. Князькова, Г.П. Лексика народно-разговорного источника в травестированной поэме XVIII века // Язык русских писателей XVIII века. - Л.: Лениздат, 1981. – 64 с.
5. Комиссаржевский, Ф. История костюма / Ф.Комиссаржевский. М.: АСТ, 1998. – 336 с.
6. Крушевский, Н.В. Избранные работы по языкознанию / Н.В.Крушевский. – М.: Высшая школа, 1998. – 574 с.
7. Лопатин, В.С. Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / В.С.Лопатин // Отечественные архивы. - 1991.  -  №6.
8. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского  дворянства (XVIII  - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 407 с.
9. Орлов, О.В. Русская литература XVIII век /  О.В. Орлов. – М.: Просвещение, 1972. – 302 с.   
10. Покровский, М. М. Семасиологические исследования в области древних языков / М.М.Покровский. – М.: КомКнига, 2006. – 132 с.
11. Сорокин, Ю.С. Очерки по исторической лексикологии /  Ю.С.Сорокин. – М.: Просвещение, 1989. – 715 с.
12. Сукаев, А.Г.  Екатерина II и ее «записки, касательно российской истории» (1783 – 1787 гг.)  // А.Г. Сукаев. - http: //www.ekaterina2.bnd.ru/konf/konf_060.shtml
13. Тихомиров, М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до наших дней / М.Н.Тихомиров. - М.: Госсоцэкгиз, 1940. -  256с.
14. Уфимцева, А.А. Слово в лексико-семантической системе языка / А.А.Уфимцева. - М.: Наука, 1968. - 287 с.
15. Уфимцева, А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира / А.А.Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.
16. Филин, Ф.П. О лексико-семантических группах слов / Ф.П. Филин // Языковедческие исследования. – София, 1957.
17. Шмелев, Д.Н. Семантические проблемы лексики / Д.Н. Шмелев. – М.: Просвещение, 1973. – 412 с.
Словари
1. Даль, В.И. Толковый словарь великорусского живого языка в 4-х томах / В.И.Даль.- М.: АЗЪ, 1970.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
3. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. – М.: Славянский дом книги, 2007. – 874 с.
4. Фасмер, М. Этимологический словарь русского зыка в 4-х томах / М.Фасмер. – М.: Пргресс, 1987.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.