Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Языковые средства выражения образа автора в творчестве Ф.М.Достоевского. - Дипломная работа. - 57 стр. - 4000 р.

Введение

В настоящее время анализ художественного текста как относительно молодая, но вовсе не прикладная отрасль лингвистики находится на принципиально новом этапе своего развития. Одновременно с этим пришло осознание того, что изучение особенностей того или иного художественного текста невозможно в отрыве от специфики мировоззрения конкретного автора.
Чаще всего исследователи занимаются изучением художественной речи классиков. Именно классическая  литература всегда привлекала интерес читателя, а, следовательно, и критика.
Проблема анализа особенностей  художественного текста относится к числу актуальных в современной лингвистике и современном литературоведении. Подобный анализ позволяет выявить те или иные общие черты и свойства мастерства писателя и его авторскую индивидуальность в целом.
  Литература о Ф.М.Достоевском чрезвычайно обширна. Мало кто из великих классиков привлекал к себе столь пристальное внимание исследователей. Но, конечно же, нельзя утверждать, что наследие этого необъятного художника досконально изучено. И вряд ли для такого утверждения когда-нибудь наступит время. Для каждого последующего поколения творчество писателя открывается новыми гранями; мы каждый раз постигаем прежде неведомые, заповедные тайны его мощного художественного слова. И все это – благодаря своеобразию художественного мастерства Ф.М.Достоевского. Его творческий гений продолжает оставаться неугасаемым источником художественного опыта, к которому стремится все живое и талантливое в нашей современной литературе.
Объектом нашего исследования будет является язык художественных произведений Ф.М.Достоевского. Нами рассматриваются следующие художественные тексты: «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Двойник», «Братья Карамазовы», «Подросток». Все эти произведения отличаются друг от друга временем создания. Мы в данной работе придерживаемся следующего принципа: изучение стиля любого автора находится в тесной связи с процессом его творческой эволюции.
Из всего своеобразия художественных приемов, используемых Ф.М.Достоевским, нас  интересуют языковые средства выражения образа автора в его произведениях. Это и является предметом нашей выпускной квалификационной работы.
В последние годы проблема образа автора всё больше и больше привлекает внимание филологов. Очевидно, искусственный разрыв между языкознанием и литературоведением начинает осознаваться как явление нежелательное, мешающее восприятию произведений словесно-художественного творчества в их полноте. Литературоведов интересует общественно-идеологическая сторона, а языковедов – композиционно-речевая, стилистическая.
Несмотря на постоянное внимание к проблеме, многие её аспекты остаются ещё не исследованными и не до конца прояснёнными. «Недостаточно разработана терминосистема; нет обобщающих работ по проблеме; мало исследований в области типологии образа автора литературных направлений, родов и жанров; практически не изучен образ автора в разных произведений одного жанра различных писателей» [Уманцева 1997: 33].
Цель данного исследования - описание языковых средств выражения образа автора в художественных текстах Ф.М.Достоевского в контексте авторской индивидуальности, стиля писателя.
Цель исследования предполагала решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с понятием «образ автора», «языковые средства выражения образа автора» в отечественном  литературоведении и лингвистики.
2. Выявить языковые средства выражения образа автора в художественных  текстах Ф.М.Достоевского.
3. Рассмотреть особенности  индивидуального стиля писателя сквозь призму средства языкового выражения и отражения образа автора в анализируемых художественных произведениях.
Теоретической опорой в решении поставленных в работе задач явились труды отечественных филологов: М.Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», В.В.Виноградова «О языке художественной литературы».
Работа состоит из введения,  основной части (состоящей из трёх глав), заключения.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Образ автора в структуре художественного произведения
1.1. Писатели и учёные о важности  категории
«образ автора»
1.2. Понятие «образ автора»
Глава 2. Образ автора и художественный мир Ф.М.Достоевского
Глава 3. Языковые средства выражения образа автора
в художественных текстах Ф.М.Достоевского
3.1. Соотношение «образ автора – образ рассказчика»
 и речи персонажей
3.2. Приёмы субъективации авторского повествования
3.2.1. Прямая речь
3.2.2. Несобственно - прямая речь
3.2.3. Внутренняя речь
3.2.4. Ораторская речь
3.3.  Языковое построение с установкой на чужое слово
3.3.1. Стилизация
3.3.2. СказЗаключение

Список литературы
1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Художественная литература, 1998. – 568 с.
3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советская Россия. – 1979. – 320с.
4. Бонецкая, Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория. -  М.: Наука, 1986. - 264 с.
5. Виноградов, В.В. О теории художественной речи. – М.: Советская Россия, 1971. – 316с.
6. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Советская Россия, 1963. -  325 с.
7. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1980. –   394 с.
8. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы. – М.: Гослитиздат, 1959. – 654с.
9. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы: Учеб. Пособие для филол. спец. вузов. - М.: Художественная литература, 1991. - 345с.
10. Винокур, Г.О. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. – М.: Художественная литература, 1996. – 284 с.
11. Винокур, Г.О. Критика поэтического текста. – М.: Художественная литература, 1927. – 213 с.
12. Гальперин, Г.И. Текст как объект лингвостилистического исследования. – М.: Наука, 1981. - 217 с.
13. Гливенко, И.И. Из архива Ф.М.Достоевского.  «Преступление и наказание». Неизданные материалы. - М.: – Художественная литература, 1931. – 168 с.
14. Горшков, А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2001. – 464 с.
15. Горшков, А.И. Лекции по русской стилистике. – М.: Дрофа, 2000. – 352 с.
16. Гроссман, Л.П. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 1989, 375 с.
17. Долинин, А.С. Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. – М.: Мысль,
 1924. – 171 с.
18. Долинин, А.С. В творческой лаборатории Достоевского. – М.: Советский писатель, 1947. – 351 с.
19. Достоевский, Ф.М. Бедные люди. Двойник. -  М.: «Советская Россия», 1985. – 272 с.
20. Достоевский, Ф.М. «Униженные и оскорблённые». - Пензенское книжное издательство, 1956. -  381 с.
21. Достоевский, Ф.М. Письма, Том 4. -  М.: Госиздат, 1959. - 469 с.
22. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. -  М.: Издательство «АСТ», 2001.-  463 с.
23. Ермилов, В.В. Ф.М.Достоевский. – М.: Гослитиздат, 1956. – 277 с.
24. Иванчикова, Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. – М.: Наука, 1979. – 325 с.
25. Кантор, В. «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского. -  М.: Художественная литература, 1983. – 191 с.
26. Катаев, В.Б. К постановке проблемы образа автора. – М.: Наука, 1966. - 
185 с.
27. Квятковский, А. Поэтический словарь. – М.: Наука, 1966. – 178 с.
28. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. – М.: Детская литература, 1984. – 206 с.
29. Лекант, А.П. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 1996. – 462 с.
30. Леонтьев, А.А. Краткая энциклопедия. Том 5. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 523 с.
31.Одиноков, В.Г. Типология образов в художественном тексте Ф.М.Достоевского. – Новосибирск, 1981. – 323 с.
32. Одинцов, В.О. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1973. – 217 с.
33. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1976. – 422 с.
34. Проскурина, Ю.М. Типология образа автора в творчестве Достоевского. – М.: Художественная литература, 1992. – 134 с.
35.Савченко, Н.К. Проблемы художественного метода и стиля Достоевского.– М.: Художественная литература, 1975. – 277 с.
36. Семёнов, Е.Н. Роман Достоевского «Подросток». – Л.: Наука, 1979, 225 с.
37. Скатов, Н.Н. История русской литературы XIX в. – М.: Просвещение,
 1991. – 512 с.
38. Туниманов, В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. – Л.: Наука, 1980,
284 с.
39. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. – М.: Советский писатель, 1970. -     224 с.
40. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.: Художественная литература, 1970. -  348 с.
41. Цеменчук, С.О. Анализ языка художественного произведения. – М.: Гослитиздат, 1971. – 238 с.
42. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. – М.: Наука. – 1967. – 200 с.
43. Шкловский, В. За и против. Заметки о Достоевском. – М.: Советский писатель, 1957. – 372 с.
44. Щенников, Г.К. Достоевский и русский реализм. – Свердловск, 1987. – 156 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.