Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Обучение выборочному изложению. - Курсовая работа. - 40 стр. - 1000 р.

Введение

Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это объясняется тем, примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
Значение работы по развитию дара слова для жизни, для развития умственных и творческих способностей детей, для решения задач воспитательного характера всегда осознавалось методистами и учителями.
Однако анализ учебно-методической литературы позволяет говорить о том, что в современной методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы. Так, в современной методике обучения русскому языку все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь − показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать нужное.
В рамках школьного образования в процессе формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное, основное важную роль играет работа над выборочным изложением текста. Кроме того, обучение этому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как точность, ясность, целесообразность.
В педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы в обучении выборочному изложению. Об этом свидетельствуют ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах. Так, младшие школьники затрудняются в выделении тематических блоков в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в выборочных изложениях младших школьников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.
Сказанное определяет необходимость совершенствования методики обучения выборочному изложению, а значит, и актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является обучение выборочному изложению.
Предмет исследования − совокупность заданий, направленных на формирование умений выборочно излагать текст.
Цель исследования состоит в том, чтобы подобрать совокупность заданий, направленных на формирование умения выборочно излагать текст при обучении изложению в 4 классе.
Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования предполагали решение следующих задач:
1) рассмотреть освещение понятия «выборочное изложение» в лингво-дидактической литературе;
2) описать умения, необходимые для написания выборочного изложения;
3) подобрать совокупность заданий, направленных на формирование умения выборочно излагать текст;
4) выявить уровень сформированности умений, необходимых для написания выборочного изложения, у учащихся 4 класса;
5) описать реализацию совокупности заданий, направленных на формирование умения выборочного изложения, в опытно-экспериментальном обучении в 4 классе начальной школы.
Характер поставленных задач определял выбор методов исследования:
- изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования;
-качественный анализ письменных работ (выборочных изложений) учащихся;
-эксперимент.

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения младших школьников выборочному изложению
1.1.Понятие выборочного изложения в лингво-дидактической литературе
1.2. Умения, необходимые для написания выборочного изложения и механизм их формирования
1.3. Совокупность заданий, направленных на формирование умения выборочно излагать текст
Глава 2. Опыно - экспериментальная работа по выявлению эффективности обучения выборочному изложению
2.1. Выявление уровня сформированности умений написания выборочного изложения у учащихся 4 класса
2.2. Реализация совокупности заданий, направленных на формирование умения выборочного изложения, в опытно-экспериментальном обучении в 4 классе начальной школы
Заключение

Список литературы
1. Архипова, Е. В. О теории и практике развития речи учащихся / Е.В.Архипова // Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.
2.. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1995.- 348 с.
3. Гужва, Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя / Ф.К.Гужва. – Киев: Рад. школа, 1989. – 156с.
4. Есенина, С.А. Как научить вашего ребенка писать изложени: Пособие для начальных классов / С.А.Есенина. – М.: Грамотей, 2000. – 142 с.
5. Жинкин, Н. В. Речь как проводник информации / Н.В.Жинкин. - М.: Наука, 1982. – 413с.
6. Жинкин, Н.В. Психологические основы развития речи / Н.В.Жинкин. - М.: Наука, 1966. – 262 с.
7. Карманова, Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением / Т.Б.Карманова // Начальная школа. – 1997. - №1.- С.29-31.
8. Каноныкин, Н.П. Методика русского языка в начальной школе / Н.П.Каноныкин.– М.: Учпедгиз, 1950. – 517 с.
9. Капинос, В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом / В.И.Капинос.– М.: Линка-Пресс, 1994. – 195 с.
10. Капинос, В. И. Об оценке речевых навыков учащихся / В.И.Капинос // Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19.
11. Корепина, Л. Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф.Корепина  // Начальная школа.– 1981. – №1.– С. 27 – 31.
12. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р.Львов  – М.:Просвещение,1975. – 170с.
13. Львов, М. Р. Основы развития младших школьников / М.Р.Львов // Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13.
14. Львов, Р.М. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Р.М.Львов. – М.: Просвещение, 1987. – 414 с.
15. Львов, Р.М. Методика развития речи младших школьников / Р.М.Львов. – М.: Астрель, 2003. – 238 с.
16. Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М.Е.Львова// Начальная школа. – 1984. – №3. – С. 32 – 35.
17. Меркулова, А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А.Ю.Меркулова // Начальная школа. – 1996. – №1. – С. 30 –33.
18. Морозова, И.Д. Выборочное изложение / И.Д.Морозова // Начальная школа. – 1980. - №5. – С.20-22.
19. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения / И.Д.Морозова.– М.:Просвещение, 1984. – 184с.
20. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.
21. Педагогическая энциклопедия.– М.: Наука, 1968 – Т.4.
22. Политова,  Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов/ Н.И.Политова.– М.: Просвещение, 1984. –191с.
23. Полухина, Е.А. Активное слушание в обучении изложению / Е.А.Полухина // Начальная школа. – 2002. - №2. – С.23-25.
24. Рамзаева, Т.Г. Методики обучения / Т.Г.Рамзаева. – М.: Просвещение, 1979. – 430с.
25. Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку / Н.С.Рождественский. – М.: Просвещение, 1965. – 345 с.
26. Соловейчик, М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С.Соловейчик // Начальная школа.- 1986.- №7. – С.21-25.
27. Фомичева, Г. А. Речевое развитие младших школьников / Г.А.Фомичева. – М.: Просвещение, 1970. – 176с.
28. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. – Л.: Наука, 1974.– 279с.
29. Яковлева, В. И. О пересказе прочитанного / В.И.Яковлева  // Начальная школа. – 1985. – №2. – С. 50 – 53.
30. Яковлева, В.И. Сборник текстов для изложений / В.И.Яковлева. – М.: Просвещение, 1987. – 137 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.