Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Концепт «мера» в современном русском языке. - Курсовая работа. - 28 стр. - 500 р.

Содержание работы

Введение

Данное исследование посвящено изучению концепта «мера».
Исследование выполнено с учетом лингвокультурологических подходов; лингвокультурология относится к наиболее активно развивающимся областям лингвистики, и проблема классификации и описания типов культурных концептов представляет собой один из наиболее актуальных аспектов этой отрасли науки.
Необходимость лин¬гвистического исследования важнейших аксиологических и этических категорий, как культурномаркированных, обусловили актуальность  данного исследования.
Объектом исследования выступают лексические и фразеологические средства описания и формирования концепта «мера».
 Предметом курсовой работы являются способы и средства языковой реализации концепта «мера» в паремиологическом фонде русского языка, в языке текстов художественной литературы..
Источниками фактического материала исследования послужили сборники пословиц и поговорок русского народа (В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки», В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», В.П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок»), а также фрагменты текстов  русской художественной литературы, извлеченные мето¬дом сплошной выборки.
Выбор материала обусловлен рядом важных особенностей, доминирующими из которых является культурно-эстетическая значимость того или иного художественного произведения, его роль в формировании морально-нравственной иерархии ценностей нации, а также статус пословично-поговорочного фонда русского языка как закодированного языкового сознания нации.
Целью данной работы является изучение особенностей концепта «мера» в современном русском языке.
Поставленная цель предопределила необ¬ходимость решения следующих задач:
- Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие концепта в когнитивном и   лингвокультурологическом аспекте;
- выявить лингвокультурного потенциал лексемы «мера»;
- выявить особенности интерпретации концепта «мера» на материале пословиц и поговорок русского языка, а также текстов художественной литературы.
Методологическую базу работы составляют фундаментальные исследования по актуальным проблемам культурного концепта и теории языка в целом (В.И. Постовалова, Б.А. Серебренников, Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев, Н.Д. Арутюнова, Г.П. Немец, Е. С. Кубрякова, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Л.Ю. Буянова, Н.Б. Мечковская).
В данной работе были использованы метод контекстуального анализа, метод текстологического анализа, метод сплошной выборки.
Решение поставленных задач определило логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены объект, предмет, практический языковой материал работы, определяются цель и задачи, характеризуется общая и методологическая база исследования.
В первой главе освещаются теоретические положения, определяющие концепт как предмет лингвистического изучения, уточняется используемый терминологический аппарат, определяется лингвокультурный потенциал лексемы «мера».
Цель второй главы – рассмотреть строение и выражение концепта «мера» в современном русском языке.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

Глава 1. Концепт как объект лингвокультурологии

1.1. Теоретическое обоснование понятия «концепт

1.2. Концепт «мера» как составная часть культуры народа и языковой картины мира

Глава 2. Узуальное понимание и строение концепта «мера» в современном русском языке

Заключение

Литература

1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 344 с.

2. Аскольдов, С. А. Крнцептосфера «Встреча — расставание» в русском языке / С. А. Аскольдов. — М.: Наука, 1997. — 317 c.

3. Бажов, П. П. Живинка в деле / П. П. Бажов. — М.: Профиздат, 1998. — 204 c.

4. Башиева, С. К. Концепт «Мера» в языковой картине мира народов Кавказа / С. К. Башиева // Эльбрус. — 2001. — № 1. — С. 222-235.

5. Бунин, И. Суходол / И. Бунин. — М.: Художественная литература, 1991. — 81 с.

6. Гогчаров, Обрыв /И. Гончаров. — М.: АСТ, 2004. — 315 с.

7. Губский, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 798 с.

8. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2002. — 390с.

9. Колесов, В. В. Гордый наш язык / В. В. Колесов. — М.: Авалон, Азбука-Классика, 1999. — 218 с.

10. Кубряков, Е. С. Язык и картина мира / Е. С. Кубряков. — М.: Наука,1996. — 421c.

11. Лихачёв, Д. С. Избранные работы в 3-х томах. Том 2 / Д. С. Лихачев. — М.: Наука, 1987. — 408 c.

12. Нилина, П.Ф. «Знаменитый Павлюк» / П. Ф. Нилина. — М.: Художественная литература, 1998. — 27 c.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: АЗЪ, 1994. — 928с.

14. Попова, З. Д. Стернин, И. А. Когнитивная лингвистика. — М.: Восток-Запад, АСТ, 2007. — 123 с.

15. Пушкин, А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин. — М.: Книжный клуб, 2007. — 101 с..

16. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. — М.: ЛКИ, 2007. — 137 c.

17. Токарев, В. Г. Концепт как объект лингвокультурологиии / В. Г. Токарев. — Волгоград: Перемена, 2003. — 232 c.

18. Токарев, В. Г. Дискурсивные лики концепта. Монография / В. Г. Токарев. — Тула: Издательство ТГПУ, 2004. — 108 с. 

19. Толстой, Л. Н. Холстомер / Л. Н. Толстой.- М.: Ардис, 2007. — 21 c.

20. Толстой, Л. Н. Анна Каренина / Л. Н. Толстой. — М.: ЭКСМО, 2005.- 741 с.

21. Тургенев, И. С. Накануне / И. С. Тургенев. — М.: Детская литература, 2002. — 78 с.

22. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4-х томах / Д. Н. Ушаков. — М.: ТЕРРА, 1996.- 824с.

23. Чехов, А. П. Дуэль. Повести / А. П. Чехов. — М.: Алтайское книжное издательство, 1984. — 117 с.

23. Шанский, Н. М. Школьный словарь русского языка / Н. М. Шанский. — М.: Дрофа, 1997. — 368 с.

24. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика / Д. Н. Шмелев.- М.: КомКнига, 2006. — 525 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.