Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием. - Курсовая работа. - 40 стр. - 1000 р.

Введение

Современная педагогика, согласуясь с потребностями социально-экономических и духовных преобразований в обществе, придает огромное значение гуманизации образования. В связи с этим усилился интерес к проблеме недостатков речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), ведущих к дезадаптации в условиях общесоциальных коммуникаций (Е.Н. Винарская, М.И. Лисина) и школьного обучения (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин).
Актуальность проблемы подтверждается конкретным логопедическим опытом, состоянием практики на уровне образовательных стандартов, теоретическими и методологическими концепциями научных источников. Основными аспектами актуальности настоящей работы являются:
• тенденция к прогрессивному росту различных клинических проявлений синдрома ОНР (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева);
• низкий уровень развития полифункциональных (коммуникативных, инструктивных, познавательных) монологических способностей дошкольников с ОНР (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина);
• недостаточная эффективность логокоррекции.
В последние годы увеличивается число детей, страдающих ОНР, остро встает проблема коррекции речи детей. А своевременно оказанная помощь позволяет создать условия для становления полноценной речи ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ОНР встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. Успехи в изучении ОНР в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, Б.М. Гриншпуна и других исследователей. Не все проблемы изучения ОНР в настоящее время раскрыты. Но в отличие от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями ОНР было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на ОНР, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.
Высокая интенсивность разнообразных ошибок при спонтанном развитии речи является одним из существенных признаков ОНР.
Профессором Р.Е. Левиной наблюдались разные уровни речевого развития, выделенные и описанные: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Таким образом, состояние речи у детей с ОНР характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.
Работу надо начинать в дошкольном возрасте. В логопедической работе с дошкольниками преимущественно используется игровая форма работы. При этом, чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи и тем больше шансов у ребенка своевременно пойти в школу. Также кругозор ребенка уже, мысли проще, речь в которой он нуждается, должна быть элементарной по построению и беднее по словарю, нежели школьника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно за более короткий срок. Дошкольный возраст, является благоприятным периодом для развития речи.
Должна учитываться не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка - его интересы, возможности, способности.
Предметом данного исследования являются психолого-педагогические особенности старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования -  особенности психического развития, обучения и воспитания у детей с особыми образовательными нуждами.
Цель исследования - изучить особенности психического развития, обучения и воспитания у детей с ОНР.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с понятием «ОНР».
2. Охарактеризовать нарушения речи у детей с ОНР.
3. Отметить особенности развития, обучения и воспитания старших дошкольников с ОНР.
Теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных логопедов, педагогов, психологов: Г.Р.Шашкиной, Л.С. Волковой, Л.Е.Ефименковой, Т.Б.Филичевой и др.
В процессе написания работы использовался метод теоретического анализа научной литературы.
Вышеназванные цель и задачи определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения.
Во Введении  обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи. 
Первая глава освещает особенности психического развития дошкольников с ОНР. Дается определение понятия ОНР. Раскрываются особенности познавательной сферы дошкольников с ОНР, представлена характеристика ребенка 5 - 6 лет.
Во второй главе наше внимание обращено на особенности обучения и воспитания старших дошкольников с ОНР.
В Заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А.Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.
В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал «Fluen y Disorders» («Нарушение плавности»), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.
Цель данного исследования – дать психолого-педагогическую характеристику детей с заиканием.
Объектом  работы является процесс заикания у детей.
Предмет – психолого-педагогическая характеристика.
Цель обусловила постановку следующих задач:
-рассмотреть причины возникновения заикания;
-представить классификацию детей с заиканием;
-охарактеризовать физиологическое развитие заикающихся детей; отметить особенности развития у них познавательных процессов;
-отметить особенности обучения и воспитания детей с заиканием;
-определить методы обследования заикающихся детей.
 Теоретической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных ученых в области логопедии: Л.С. Волковой, Л.И.Беляковой,  В.И.Селиверстова и др.
В ходе работы использовался метод критического анализа литературы, освещающий проблемы логопедии, а в частности – заикания.
 Вышеобозначенные цель и задачи определили логику изложения материала курсовой работы, принцип выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из Введения, основной части (состоящей из трех глав), Заключения.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи, методы исследования.
В первой главе определяются причины возникновения заикания, дается классификация данного речевого нарушения. Большое внимание уделяется характеристике физиологического и психологического развития ребенка с заиканием.
Цель второй главы - определить задачи и методы обучения и воспитания заикающегося ребенка.
В третьей главе характеризуются основные и вспомогательные методы обследования ребенка с заиканием.
В заключении обобщаются теоретические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

1.1. Причины заикания
1.2. Классификация детей с заиканием
1.3. Особенности физиологического развития детей с заиканием
1.4. Особенности развития основных познавательных функций у детей с заиканием
1.5. Особенности развития личности детей с заиканием
Глава 2. Особенности обучения и воспитания детей с заиканием
2.1.  Основные задачи воспитания и обучения детей с заиканием
2.2. Основные методы воспитания детей с заиканием
Глава 3. Особенности обследования детей с заиканием 
3.1. Основные методы обследования детей с заиканием
3.2. Вспомогательные методы обследования детей с заиканием
Заключение 

Литература 
1. Арутюнян, Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся / Л.З. Арутюнян. – М.АСТ, 2002. – 158 с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание - М.: Академия - центр, 2003.  – 208 с.
3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г.А. Волкова. – М.: Детство – Пресс, 2003. - 230 с.
4.  Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2006. – 703с.
5. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А.Крылов. – СПб.: Питер, 2006. – 559 с.
6. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений речи, чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева. – СПб.: Союз, 2003. – 515 с.
7. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Аркти, 2005. – 222 с.
8 Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет / Н.В.Макарова. – СПб.: Каро, 2004. – 46 с.
9. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н.Малофеев // Дефектология/ - 1996. - №1. – C. 7-12.
10. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 451 с.
11. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2002. – 208 с.
12. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2002. – 179 с.
13. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова. – СПб,: Питер, 2005. – 304 с.
14. Хватцев, М.Е. Как воспитать гения / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 105 с.
15. Ястребова, А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста / А.В. Ястребова. – М.:АСТ, 2002. – 93 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.