Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Развитие словарного запаса у дошкольников с ДЦП. %u2013 Дипломная работа. %u2013 106 с. %u2013 4500 р.

Введение

Детский церебральный паралич - разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
Проблема детского церебрального паралича в последние два десятилетия является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И. Мамайчук, Н.М. Сараева).
Цель нашей работы - определить пути развития словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом.
Объект нашего исследования – лексическая сторона речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предметом являются приемы развития лексической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.
Гипотеза - речь дошкольников с церебральным параличом характеризуется низким уровнем словарного запаса (как активного, так и пассивного), что свидетельствует о необходимости разработки соответствующих путей и методов коррекционной работы в данном направлении.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие лексической стороны речи в онтогенезе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с церебральным параличом.
3. Обратиться к нарушениям раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией.
4. Изучить состояние лексической стороны речи у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Разработать систему коррекционной работы по развитию словарного запаса у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы использовали следующие методы:
- метод теоретического анализа литературы по теме;
- экспериментальное исследование.
Экспериментальное исследование проводилось на базе «ДОУ № 2022 компенсирующего вида» г. Москвы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость работы: мы считаем, что полученные нами результаты исследования и разработки в направлении коррекции лексической стороны речи могут быть использованы в работе логопедов, педагогов, родителей детей с церебральным параличом.
Опишем структуру выпускной квалификационной работы.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав) и Заключения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
Первая глава  посвящена изучению теоретических основ развития словаря у детей. Рассматривается развитие лексической стороны речи в онтогенезе. Дается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ДЦП, отмечаются нарушения речи у дошкольников с ДЦП.
Вторая глава посвящена исследованию лексической стороны речи старших дошкольников с церебральным параличом.
В третьей главе представлены разработки основных направлений в коррекционной работе по развитию лексической стороны речи у дошкольников.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.     ДЦП относится к числу достаточно распространённых заболеваний, приводящих к различной степени выраженности детской инвалидности (В.А. Бронников, М.В. Ипполитова, Г.В. Кузнецова,  И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семёнова и др.). Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
Проблема детского церебрального паралича в последние два десятилетия является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов и психологов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова,М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова,  И.И. Мамайчук,  Н.М. Сараева, О.Г. Приходько, И. Ю. Левченко, М. Л. Щипицына ).
При ДЦП страдают самые жизненно важные сферы деятельности человека. При этом степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Сочетание физических и умственных недостатков в развитии детей с ДЦП проявляется в нарушении структуры личности в целом, что, в свою очередь, приводит к трудностям в организации собственной деятельности и общения с окружающими у каждого ребенка.
Цель исследования - изучить особенности развития лексической стороны речи и пути её развития у дошкольников с церебральным параличом.
Объект нашего исследования - лексическая сторона речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предметом является процесс развития лексической стороны речи у детей с церебральным параличом.
Гипотеза - речь дошкольников с церебральным параличом характеризуется низким уровнем словарного запаса (как активного, так и пассивного), специально разработанная серия коррекционно - развивающих занятий будут способствовать обогащению словаря у дошкольников с ДЦП.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по  проблеме обучения.
2. Рассмотреть развитие лексической стороны речи в онтогенезе.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с церебральным параличом.
4. Обратиться к нарушениям раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией.
5. Изучить состояние лексической стороны речи у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
6. Разработать серию коррекционно - развивающих занятий, направленных на развитие словарного запаса у дошкольников с детским церебральным параличом.
7. Проверить эффективность коррекционно - развивающей работы.
 В  работе были  использованы следующие методы:
1. Метод теоретического анализа специальных литературных источников по проблеме научного исследования, конкретизация отдельных понятий и определений в соответствии с темой нашей работы.
2. Эмпирическое исследование по изучению медицинской документации, опроса педагогов и родителей.
Педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации, обучения и контроля эффективности проводимой педагогической работы, направленной на развитие словарного запаса у дошкольников с детским церебральным      параличом.                                                                                           
4. Количественная и качественная обработка результатов.         Организация исследования проводилось на базе ДОУ  №26 города  Обнинска  в группе кратковременного пребывания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В нем принимало участие 10 детей.
Теоретическая значимость работы:  полученные результаты  исследования  расширяют теоретические сведения о развитии речи детей с ДЦП.
Практическая значимость работы: мы считаем, что полученные нами результаты исследования и практические разработки в направлении коррекции лексической стороны речи могут быть использованы в работе логопедов, педагогов, родителей детей с церебральным параличом.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, приложения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
Первая глава  посвящена изучению теоретических основ развития словаря у детей. Рассматривается развитие лексической стороны речи в онтогенезе. Дается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ДЦП, отмечаются нарушения речи у дошкольников с ДЦП.
Вторая глава посвящена исследованию лексической стороны речи старших дошкольников с церебральным параличом.
В третьей главе представлены разработки основных направлений  коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у дошкольников с ДЦП.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей
1.1. Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ДЦП
1.3. Нарушение речи у детей с ДЦП
1.4.Общие вопросы организации словарной работы
Глава 2. Изучение лексической стороны речи у дошкольников с ДЦП
2.1. Организация, содержание, методы констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика состава испытуемых
2.3.Анализ констатирующего эксперимента
Глава 3. Развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с ДЦП
3.1. Организация формирующего эксперимента
3.2. Ход экспериментальной работы
Заключение

Литература
1. Алферова, Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП / Г.В. Алферова // Дефектология. – 2001. - №3.
2. Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1967. – С. 148.
3. Архипова, E.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.
4. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т., Тимонина, О.В. Детские церебральные параличи / Л.О.  Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина.- Киев: Здоровья, 1988. – 222 с.
5. Беккер, К.П., Совак, М. Логопедия / К.П. Беккер, М.Совак. – М.: Медицина, 1991. – 325 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С.Волкова. – М.: Просвещение, 1999. – 525 с.
7. Выготский, Л. С. Детская речь. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1996. – 420 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1995. – 77 с.
9. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. – М.: Медицина, 1977. – 96 с.
10. Детский церебральный паралич / Под ред. П.Я. Фищенко. - Л.: Нева, 1974. – 102 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.– М.: Медицина,1968. –370 с.
12. Зайцев, Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика / Д.В. Зайцев. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
13. Иваницкая, И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) / И.Н. Иваницкая // Альманах «Исцеление». М., 1993. - С. 41- 65.
14. Ипполитова, М.В. Развитие речи детей с церебральным параличом / М.В. Ипполитова //  Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. - №2. – С.52 – 62.
15. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1993. – 64 с.
16. Ипполитова, М.В., Мастюклва, Е.М. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича / М.В. Ипполитова, Е.М.Мастюкова. – М.: Наука, 1978. – 124 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
18. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 391 с.
19. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин. – М.: Просвещение,–1990. – 143 с.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, Просвещение, 1968. – 325 с.
21. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. – 119 с.
22. Левченко, И.Ю., Кузнецова, Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.: Академия, 1991.
23. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет / Н.В.Макарова. – СПб.: Каро, 2004. – 46 с.
24. Малофеев, Н.Н. Работа воспитателя по формированию словарного запаса младших школьников с церебральным параличом / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 1986. - № 6. – С.59 – 62.
25. Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом / И.И. Мамайчук // Дефектология. – 1976. - №3. – С.29 – 34.
26. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова. - М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.
27. Мастюкова, Е.М. Речевые нарушения. Психические нарушения / Е.М. Мастюкова // Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988.- С.99 – 121.
28. Мастюкова, Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1973. - №6. – С.14 – 18.
29. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей  с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова. – М.: Наука, 1985. – 201 с.
30. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М.Назарова – М.: Академия, 2001.  - 400 с.
31. Негневицкая, Е.Н., Шахнарович, А.М. Язык и дети / Е.Н. Негневицкая, А.М. Шахнарович. -  М.: Высшая школа, 1992. – 294 с.
32. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. - М.: Просвещение, 1979. – 126 с.
33. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Просвещение, 1985. – 84 с.
34. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
35. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьяченко. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 318 с.
36. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
37. Правдина, О. В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
38. Приходько, О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией / О.Г. Приходько // Дефектология. – 2009. - №1. – С.61 – 68.
39. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни / О.Г. Приходько. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
40. Проблемы диагностики детей с речевыми нарушениями: современные подходы и инновационные решения / Под ред. Э.Б.Чирковой, Р.В.Воронковой  // Удмуртский республиканский центр диагностики и консультирования. - Ижевск, 2007. – 246 с.
41. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика / Б.П.Пузанов. – М. Академия, 1999. – 728 с.
42. Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей  / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: Медицина, 1972. – 328 с.
43. Семенова, К.А., Махмудова, Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом / Под ред. Н.М. Маджидова. – Ташкент: Медицина, 1979. – 490 с.
44. Серганова, Т.И. Как победить детский церебральный паралич // Т.И. Серганова. - СПб.: Нева, 1995. – 97 с.
45. Симонова, Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом / Н.В.Симонова // Дефектология. 1985. - №5.– С.67 – 71.
46. Симонова, Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному языку дошкольников с церебральным параличом / Н.В. Симонова // Дефектология. - 1986. - №6.– С.68 – 72.
47. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребельковой. – М.: Академия, 2002. – 312 с.
48. Трофимова, Н.М. Основы специальной  педагогики и психологии / Н.М.Трофимова. – М.: Питер, 2005. -  304 с.
49. Трошин, О. В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
50. Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич. Психологическая помощь дошкольнику / Е.В. Устинова. – М.: Книголюб, 2007. – 214 с.
51. Федотова, Т.В. Влияние народных игр и творческих педагогических технологий на речевое и физическое развитие детей / Т.В. Федотова // Педагогическая мастерская. – 2006. - №5. – С.52 – 53.
52. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание / М.Ф. Фомичева. - М.: Педагогика,  1997. – 320 с.
53. Халилова, Л.Б. Некоторые аспекты изучения лексической системы языка учащихся с церебральным параличом / Л.Б.Халилова // Дефектология. – 1986. - №3.
54. Халилова, Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом / Л.Б. Халилова // Дефектология. – 1986. - №5. – С.63 - 66.
55. Халилова, Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащихся с церебральным параличом / Л.Б. Халилова // Дефектология. – 1984. - №5.
56. Халилова, Л.Б. Некоторые аспекты развития грамматического мышления детей с церебральным параличом. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Б.Халилова. - М.:  Питер, 1991. - С. 88-103.
57. Халилова, Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом  /Л.Б. Халилова // Дефектология. - 1986.  - №5.-  С. 46.
58. Хольц, Р. Помощь детям с церебральным параличом / Р.Хольц. -  М.: Теренвиф, 2006. – 321 с.
59. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: Академия, 2001. – 149 с.
60. Эйдинова, М.Б., Правдина-Винарская, Е.Н. Детские церебральные параличи  и пути их преодоления / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 215 с.
61. Эйдинова, М.Б. Особенности развития детей с церебральным параличом  и коррекционно-восстановительная работа / М.Б. Эйдинова // Дефектология. – 1969. - №3. – С.18-22.
62. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте  / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,  1998. – 234 с. 

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.