Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Словообразование у детей с ОНР. %u2013 Курсовая работа. %u2013 35 стр. %u2013 1000 р.

Введение

Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор мало изученных проблем логопедии - формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, то есть имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н.Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин, Н.М.Юрьева).
В то же время в логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, то есть «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова).
Эти ведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина) и школьного возраста (Р.И. Лалаева, Н.И. Садовникова, Л.Ф.Спирова, Р.И. Щуйфер, А.В. Ястребова). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. Не было разработано научно обоснованных методов формирования словообразования у данной категории детей.
Таким образом, остается нерешенной проблема изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста.
В связи с этим можно утверждать, что данное исследование является актуальным.
Объектом исследования является процесс развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: словообразовательная компетенция детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Цель работы – определить особенности словообразования у детей дошкольного возраста.
Указанная цель  предполагала решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть проблему особенностей словообразования у дошкольников с точки зрения лингвистики, психолингвистики, педагогики.
2. Отметить принципы развития процесса словообразования в онтогенезе.
3. Выявить особенности словообразования у дошкольников с ОНР.
Теоретической основой для написания данного исследования послужили труды  Т.В. Тумановой, Т.Б.Филичевой, О.М.Вершининой, А.М.Шахранович и др. отечественных ученых в области логопедии.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы;
- сравнительный анализ данных о развитии словообразования у детей в процессе онто- и дизонтогенеза;
Вышеназванные цель и задачи определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.
Во Введении  обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи. 
Первая глава освещает проблему словообразования у дошкольников с ОНР с точки зрения лингвистики, психолингвистики, педагогики.
Во второй главе раскрываются закономерности словообразования у дошкольников в онтогенезе.
Цель третьей главы – определить особенности словообразования у дошкольников  с ОНР. Обращается внимание и на общую психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР.
В Заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

Глава 1. Проблема словообразования у детей с ОНР с точки зрения лингвистики, психолингвистики, педагогики
Глава 2. Словообразование у дошкольников в онтогенезе
Глава 3. Словообразование у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
3.2. Формирование процесса словообразования у детей с ОНР
Заключение 

Литература 
1. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с ОНР 3-ей степени / О.М. Виршинина // Логопед. – 2004. - №1. – С.24 - 27.
2. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С.Волкова. – М.: Просвещение, 1999. – 525 с.
3. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений речи, чтения и письма у младшихшкольников / Р.И.Лалаева. – СПб.: Союз, 2003. – 515 с.
4. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин. – М.: Просвещение,–1990. – 143 с.
5. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи у детей и подростков / C.C.Ляпидевский. – М.: Просвещение, 1969. – 563 с.
6. Левина, Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими   расстройствами речи // Психолого-пе¬дагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях. -  Вып.2. – М., 1945. – С.121.
7. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет / Н.В.Макарова. – СПб.: Каро, 2004. – 46 с.
8. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А.Миронова. – М.: Просвещение, 1991.- 204 с.
9. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995.   -  412 с.
10. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В.Туманова  // Дефектология. – 2004. - №5. – С.34 - 41.
11. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В.Туманова  // Дефектология. – 2001. - №4. – С.68 - 76.
12. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР / Т.В.Туманова  // Воспитание и обучение детей с нарушениями. – 2003. - №6. – С.54 - 58.
13. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева. - М.: Альфа, 1993. - 103 с.
14. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей. Серия: Как воспитать гения / М.Е.Хватцев. – М.: Учпедгиз,1987. – с. 84.
15. Шахранович, А.М. Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А.М. Шахранович. – М.: Наука, 1990. – 165 с. 

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.