Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Тема семьи в пьесе М.Горького «Мещане». Дипломная работа. - 48 стр. - 4000 р.

Введение

Семья – это основная социальная и экономическая ячейка общества, один из наиболее значимых и древних социальных институтов. В эпохи политических трансформаций и исторических сдвигов люди продолжали строить свои взаимоотношения, вступали в брак, рожали и воспитывали детей. Именно поэтому тема семьи является ведущей в творчестве многих русских и зарубежных писателей. В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности нашего исследования.
Тема семьи и детства в литературе насчитывает не одно тысячелетие. Еще в дохристианскую эру очевидна установка на одну из извечных тем человечества: взаимоотношения поколений отцов и детей.
В разные эпохи, отражающие различные морально-нравственные ценности, характер этих взаимоотношений отражался неодинаково.
Тема семьи прочно связывает и раннюю драматургию писателя в единое, реализуясь в самых разнообразных художественных мотивах и образах.
М.Горький -  один из величайших писателей своей эпохи, воплотивший в произведениях отчаяние и боль, страхи и надежды людей порубежного времени.  Его роль в литературе XX века  трудно переоценить. М.Горького сразу заметили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, одарив автора своим дружественным расположением.
О М. Горьком и его творческом наследии написано много. Отечественное горьковедение представлено таким именами, как Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов, - авторами фундаментальных исследований художественной системы Горького-писателя и драматурга, его биографии и личности. Однако большинство монографий, касающихся творчества художника, были написаны до 1970-х годов, когда в советском литературоведении имя пистаеля неизменно связывалось с определением «пролетарский писатель» и «создатель соцреализма», а его произведения рассматривались преимущественно с точки зрения отражения в них социальной проблематики. После 70-х годов интерес к М.Горькому заметно снизился: казалось, что ничего нового прибавить к уже сказанному невозможно. Наконец, на начало 90-х годов приходится новая волна «увлечения» М.Горьким благодаря публикации не известных ранее материалов, касающихся жизни и творчества писателя, и этот интерес зачастую носил больше скандальный характер, чем стремление объективно оценить роль творческого наследия М.Горького в истории русской литературы XX века.
В настоящей работе нас будут интересовать семейно – бытовые отношения русской семьи, изображенные в ранней драматургии М.Горького.
В первый цикл горьковского творчества обычно включают пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Особенностями этих пьес является сужение коллизии, которая ограничивается в пьесах только внутрисемейным конфликтом, как следствие этого фактора — укрупнение психологических портретов персонажей.
Произведения М.Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Особый интерес как у литературных критиков, так и у театральных вызывала драматургия писателя.
Приход М.Горького в драматургию не был неожиданным. И все же, когда была издана и опубликована его первая пьеса «Мещане», она вызвала не только большой интерес, но и много вопросов, сомнений, недоумений. Писатель предстал в качестве драматурга не таким, каким его привыкли видеть, а обновленным, с новыми героями, которых не изображал прежде, и с новым отношением к старым героям. Особенно смутила многих форма его пьесы, ее построение, драматургическая природа.
Не случайно писатель в центре своей первой пьесы ставит жизнь мещан. Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова. В нем дается два толкования слову мещанин:
1. В царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников.
2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.
Неприятие середины, посредственности, обыденности, мирского, с одной стороны, и, с другой – власти денег, разъединяющей людей, ставящей их в конкурирующие отношения друг с другом, по утверждению М.Горького, привели писателя к неизбежному синтезу этики с социальностью. Попытка такого синтеза и была предпринята М.Горьким в пьесе «Мещане», написанной в 1901 году. Она ставит проблему мещанства, причем  не только в социальном аспекте,  но и в философско-этическом. Однако во многом это явилось следованием традиции русской литературы второй половины ХIX века (Н.Г.Помяловский, А.П.Чехов), где осуждалась жизнь, основанная на «мещанском счастье».
В данной работе пьеса «Мещане» будет рассматриваться нами прежде всего с точки зрения реализации в ней мотива семьи.
 Пьеса относится к самому интересному этапу драматургического творчества Максима Горького в смысле становления его мастерства.
Творчество писателя служит ярким примером в анализе проблематики темы семьи. Очевидно, что необходимо объяснить феномен его успеха с точки зрения темы семьи в ранней драматургии, и конечно же с точки зрения их жанровой природы.
Цель данной работы - определить своеобразие художественного воплощения темы семьи в ранней драматургии М.Горького  на примере пьесы «Мещане».
В процессе исследования были поставлены конкретные задачи:
1) основываясь на конкретном художественном наследии М.Горького определить идейные аспекты темы семьи в пьесе «Мещане» с различных точек зрения ученых, указать на особенности индивидуального авторского стиля в названной драме;
2) определить особенности выражения мотива семьи в пьесе социально-реалистического направления;
3) на основании дореволюционных, советских и современных взглядов литературных критиков определить выражение темы семьи в пьесе «Мещане», отразить своеобразие художественного воплощения внутрисемейных отношений их в пьесе.
При решении поставленных задач объектом исследования становится тема семьи.
Соответственно при постановке предмета данного исследования обращается особое внимание на определение семейной мысли пьесы  Максима Горького «Мещане», относящейся к раннему периоду его творчества.
Таким образом, в изучении ранней драматургии Максима Горького в качестве центральной ставиться проблема исследования «семейной пьесы» как универсального ключа к ее пониманию.
Исследование дает возможность более полно представить творческие искания и эстетические принципы Максима Горького, его размышления о семье как категории социально-нравственного, бытового и эстетического порядка.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили труды исследователей художественной системы М.Горького-драматурга, проведенные Б.А. Бяликом, А.А. Волковым, Б.В.Михайловским, В.Воровским и др.
Поставленные выше задачи определили логику изложения материала исследования.
Опишем структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
В первой главе рассматриваются художественные особенности первой пьесы писателя; определяется трактовка темы семьи в «Мещанах» литературными критиками дореволюционного периода.
Вторая глава освещает мотив семьи пьесы М.Горького как произведения социалистического реализма, отражая взгляды советских исследователей.
Цель третьей главы – отразить семейные отношения в пьесе «Мещане» в свете современных литературоведческих и критических работ.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Семейная тема в горьковской драматургии раннего периода (на примере пьесы «Мещане») в литературной критике дореволюционного времени
1.1. Пьеса «Мещане» в драматургии М. Горького раннего периода творчества
1.2. Мотив семьи в пьесе М.Горького «Мещане» в освещении дореволюционной критики
Глава 2.  Критические отклики на тражение социалистического реализма  и темы семьи в пьесе «Мещане» в советское время
2.1. Метод социалистического реализма и его отражение в пьесе М.Горького «Мещане»
2.2. Роль положительного героя в реализации мотива семьи пьесы «Мещане»
Глава 3. Мотив семьи пьесы «Мещане» М.Горького в свете современной литературной критики
Заключение

Список используемой литературы 
1. Алданов, М. Из иконоборца он стал советской иконой / М.Алданов  // Литературная газета. – 1993. -  №12. - С.6-9.
2. Андреев, Ю. Уроки Максима Горького / Ю. Андреев // Литературная газета. – 1985. -  6 ноября. -  С.3-7.
3. Андреевич, А. «Мещане» Горького /  А.Андреевич // Научное обозрение. – 1903. -  №4. - С.171-182.
4. Анненский, И. «Мещане» на советской сцене  / И.Анненский // Театр. -  1938. - №3. - С.75-82.
5. Басаргин, А. Критические заметки (Анализ драматического эскиза Горького «Мещане») / А.Басаргин // Московские ведомости. –1902.
1. Белова, Т.Д. Пьеса М.Горького «Мещане» как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения / Т.Д.Белова // Целостное изучение художественного произведения в вузе и школе. - Саратов, 1989. – 109 с.
7. Беляев, Ю. Пагубные последствия необузданных страстей / Ю.Беляев // Новое время. - 1902.
8. Беньяш, Р. «Мещане» сегодня / Р.Беньяш // Звезда, 1968. -  №3. - С.158-165.
9. Бялик, Б. Подвиг литературы / Б. Бялик. - М.: Советский писатель, 1973. – 451 с.
10. Бялик, Б. Горький-драматург / Б.Бялик. – М.: Советский писатель, 1977. – 638 с.
11. Волков, А.А. «Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период» / А.А.Волков. – М.: Просвещение, 1964.
12. Воровский, В. Раскол в «темном царстве» («Мещане» М.Горького и «Дети Ванюшина» С.Найденова) / В. Воровский // Литературная критика. - М.: Художественная литература, 1991.
13. Видищев, Б.В. Композиция пьесы А.М.Горького «Мещане»  / Б.В.Видищев // Из истории русской и зарубежной литературы: Материалы IV зональной конференции литературоведов Поволжья. -Саратов, 1968, вып.2. - С.63-71.
14. Гиголов, Г.М. Драматургия М.Горького 1902 - 1906 гг. в современной ей критике и публицистике / Г.М.Гиголов. -  Тбилиси: Издательство Тбилисского  университета, 1975. – 318 с.
15. Горький М. Заметки о мещанстве / М.Горький // А.Г.Соколов, М.В.Михайлова. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. - М.: Высш. школа. - 1982. - С.178 – 184.
16. Григорьев, М. По-горьковски («Мещане» на сцене Русского драматического театра (г.Фрунзе) / М.Григорьев // Советская культура, 1958.- №125. - С.3.-11.
17. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений / М.М.Дунаев. – М.: АСТ, 2003. – 352 с.
18. Егорова, Л.П. Горький и современность: О функциональном изучении произведений классики  / Л.П.Егорова // Русская советская классика: Историко-литературный и функциональный аспекты изучения. -М.: Наука, 1990. – 189 с.
19. Ермакова, М.Я. Концепция человека в творчестве раннего Горького / М.Я. Ермакова // Ранний Горький. - Нижний Новгород, 1993. - С.18-24.
20. Журчева, О.В. Драматургия М.Горького в контексте «новой драмы» рубежа ХIX-XX вв. (к постановке проблемы) / О.В.Журчева // Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. -  2000.
21. Касторский, С.В. Драматургия Горького. Наблюдения над идейно-художественной спецификой / С.В.Касторский. -  М.: Издательство Академии наук, 1963. – 169 с.
22. Книппер-Чехова, О.Л. Из воспоминаний. Мои встречи с Горьким / О.Л.Книппер // Ежегодник МХТ 1949-1950. - М.: Искусство, 1952. - С.310-320.
24. Михайловский, Б.В. Драматургия М.Горького  эпохи первой русской революции / Б.В.Михайловский. – М.: Искусство, 1955. – 385 с.
25. Нефедова, И.М.. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся / И.М.Нефедова. - Л.: Просвещение, 1971. – 241 с.
26. Новиков, В. Творческая лаборатория Горького-драматурга / В.Новиков. – М.: Советский писатель, 1976. – 541 с.
27. Овчаренко, А. О положительном герое в творчестве Горького / А.Овчаренко. – М.: Советский писатель, 1956. – 583 с.
28. Оцхели, В.И. М. Горький и драматургия начала XX века / В.И.Оцхели. -  М., 2001. – 228 с.
29. Пархоменко, М.Н. О языке пьес Горького («Мещане» и «На дне») / М.Н.Пархоменко // Литературная учеба, 1938. -  №6. - С.43-62.
30. Спиридонова, Л.А. М.Горький: новый взгляд / Л.А.Спиридонова. - М.: Наука, 2004. – 348 с.
31.Станиславский, К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Т. I / К.С.Станиславский. - М.: Искусство, 1954. – 254 с. 
32. Сутугин, С. Театр и искусство / С.Сутугин. – М: 1902. – №14. – 451 с.
33. Товстоногов, Г. А. «Варвары» и «Мещане»: Режиссерский замысел / Г. Товстоногов // Классика и современность: Режиссерский замысел, записи репетиций. - М.: Советская Россия, 1975. - С.51-65.
34. Товстоногов, Г.А. О «Мещанах» / Г. Товстоногов // Зеркало сцены. -  Л.: Искусство, 1980. - С.129-142.
35. Толченова, Н. Горький обличает мещанина! / Н.Толченова // Советская Россия. -  1967. - №81. - С.3 - 6.
36. Толченова Н. Мещанству - анафема / Н.Толченова // Огонек. – 1967. - №13. - С.32-33.
37. Цимбал, С. Вчитываясь в «Мещан» / С.Цимбал // Советская культура. – 1967. -  №9. - С.3 - 8.
38. Шишко, Т. Максим Горький / Т.Шишко // Русская литература конца XIX — начала XX века. - М.: Художественная литература, 1999. – 412 с.
39. Яроцкий, А. Об одном из типов, выведенных М.Горьким: По поводу «Мещан» / А.Яроцкий // Вестник воспитания. – 1903. -  №3. - С.60-85.
40.  Ярцев, П. Мещанство / П.Ярцев // Театр и искусство.-  1903. - №1.- С.3-4.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.