Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Мотивы народной карнавальной культуры в средневековом французском фарсе. - Дипломная работа. - 4000 р.

Введение

Празднества карнавального типа на протяжении столетий оказывали огромное, до сих пор недостаточно еще оцененное и изученное, влияние на развитие всей культуры, в том числе и литературы, некоторые жанры и направления которой подвергались карнавализации. В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу нашей выпускной квалификационной работы.
Проблемы народной культуры средневековья  изучались такими отечественными исследователями, как М. М. Бахтин, Д.С. Лихачев, А. Я. Гуревич, Г. Н. Бояджиев, С. С. Мокульский, голландским ученым Йоханом Хейзингой.
При рассмотрении особенностей средневековой культуры мы в данной работе будем опираться на концепцию М. М. Бахтина, посвятившего два труда изучению карнавальной культуры средних веков («Проблемы поэтики Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»).
Неоценимый вклад в изучение народной культуры средневековья  внесла работа М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В своем исследовании М.М. Бахтин ставит проблему народной смеховой культуры средневековья и Возрождения, определяет ее объем и дает характеристику ее своеобразия. Именно М. М. Бахтин ввел в научный обиход понятие «смеховой карнавальной культуры», характерной для средневековья. Понятие «смеховой карнавальной культуры» прочно вошло в категориальный аппарат культурологии.
А.Я. Гуревич, известный исследователь истории средневековой европейской культуры, посвятил рассматриваемой теме такие труды, как «Категории средневековой культуры», «Проблемы средневековой народной культуры», «Культура и общество средневековой Европы глазами современников», «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства». А. Я. Гуревич полагал, что в эпоху средневековья существовало три типа культуры: куртуазная, городская (народная) и клерикальная. При этом, по мнению А. Я. Гуревича, рассматриваемые им три типа средневековой культуры противопоставлены друг другу, и жанр фарса напрямую связан  с городской средой и, как следствие, с городской (народной) культурой. 
Интересны работы Г. Н. Бояджиева «От Софокла до Брехта», «Театральность и правда», «История западноевропейского тетра».
Заслуживает внимания как важное пособие анализа народной культуры средневековья  труд под редакцией С. С. Мокульского «История западноевропейского театра».
Значительный вклад в изучение смеховой культуры внесли авторы книги «Смех в Древней Руси» Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Авторы данной книги сделали попытку подойти к смеху как к явлению истории человеческой культуры.  В данной книге авторы стремились охарактеризовать смех как систему, антимир в его цельности, мировоззрение смеха само по себе и при этом только одной культуры — культуры Древней Руси. Как отмечал Д. С. Лихачев, «в эпохальном отношении древнерусский смех принадлежит смеху средневековому, блестящий анализ которого был дан М. М. Бахтиным в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
Одной из первых  попыток подойти к смеху как к явлению истории человеческой культуры была попытка  голландского ученого Йохана Хейзинги в его известной книге «Homo Ludens: статьи по истории культуры», однако в этой книге рассматривался не столько сам смех, сколько его движущая сила в человеческом обществе.
В настоящее время изучение народной культуры средневековья представлено в работе В. Ф. Колязина «От мистерии к карнавалу» (2002).
Таким образом, теоретической основой для написания данной работы явились труды исследователей М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева,  А. Я. Гуревича, Г. Н. Бояджиева, В. Ф. Колязина, Й. Хейзинги.
В данной работе нас будет интересовать проблема влияния карнавальной культуры на жанр фарса в средние века.
Работ, рассматривающих проявление карнавальной культуры в жанре средневекового фарса, мало. Отдельные заметки можно найти лишь в работе исследователя М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», а также в статьях Д. С. Лихачева. Именно это определяет новизну нашего исследования.
Объектом нашего исследования явились художественные тексты средневековых французских фарсов («Мальчик и слепой», «Обуженная куртка», «Бедный Жуан»,  «Адвокат Пьер Патлен»).
Предмет  работы составляет исследование мотивов смеховой карнавальной культуры, которые имеют место быть в текстах фарсов.
Цель работы – выявить мотивы смеховой карнавальной культуры в средневековом французском фарсе.
Цель работы предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть концепцию смеховой средневековой культуры, разработанную М. М. Бахтиным.
2. Определить особенности городской культуры XI – XIII веков.
3. Определить генезис и эволюцию жанра средневекового французского фарса.
4. Выявить мотивы карнавальной культуры в жанре средневекового французского фарса.
При написании работы использовался метод, предложенный М.М. Бахтиным.
Решение перечисленных задач определило логику изложения материала.
Опишем структуру выпускной квалификационной работы.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из двух глав) и Заключения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
Первая глава  посвящена анализу концепции карнавальной культуры М. М. Бахтина, разработанной им в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», также в главе рассматривается смеховая составляющая средневековой городской культуры, выявляются особенности западно-европейской городской культуры XI – XIII  веков, исследуется генезис драмы, определяется место жанра фарса в ряду других жанров.
Во Второй главе определяются жанровые признаки фарса и выявляются  мотивы карнавальной культуры в средневековом французском фарсе после анализа конкретных художественных текстов, относящихся к данному жанру.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Особенности средневековой народной культуры
1.1. М. М. Бахтин об особенностях средневековой народной культуры
1.2. Смеховая составляющая средневековой городской культуры
1.3. Генезис драмы
Глава 2. Выражение карнавальной культуры в средневековом французском фарсе
2.1. Жанровые признаки фарса
2.2. Карнавальное начало в фарсе  «Мальчик и слепой»
2.3. Формы комического в фарсе  «Обуженная куртка»
2.4. Карнавальные образы-маски на примере фарса  «Бедный Жуан»
2.5. Фарс «Адвокат Пьер Патлен» как образец перехода к новой драме
Заключение

Список литературы
1. Алексеев, М. П. Культура средневековья / История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение под редакцией  Алексеева М. П. / М., 1987.
2. Аристотель. Поэтика / М., 2007.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии / М., 1983.
4. Артамонов, С. Д. Литература средних веков. Хрестоматия / М., 1992.
5. Барабаш, Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики / М., 1983.
6. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М., 1975.
7. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.,  1979.
8. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М., 1990.
9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М., 1986.
10. Бердников, Г. П. Литература Средних веков / История всемирной литературы в 9-ти томах под редакцией Бердникова Г. П. / М., 1984.
11. Богданов, А. Н., Юдкевич, Л. Г. Методика литературоведческого анализа / М., 1969.
12. Бореев, Ю. Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / М., 1970.
13. Борев, Ю. Б. О комическом / М., 1957.
14. Борисенко, В. В. Бахтин М. М. / Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти томах, под редакцией Суркова А. А. / М., 1962.
15. Бояджиев, Г. Н. История западноевропейского тетра / М., 1941.
16. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта / М., 1988.
17. Бояджиев, Г. Н. Театральность и правда / М. – Л., 1945.
18. Бретон, А. Антология черного юмора / М., 1999.
19. Волькенштейн, В. Драматургия / М., 1960.
20. Вулис, А. З. В лаборатории смеха / М., 1966.
21. Гуревич, А. Я. История Средних веков: Учебник / М., 1995.
22. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / М., 1984.
23. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / М., 1981.
24. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства / М., 1990.
25. Даркевич, В. П. Аргонавты Средневековья / М., 1976.
26. Даркевич, В. П. Народная культура Средневековья / М., 2004.
27. Дземидок, Б. О комическом / М., 1974.
28. Дорфман, Я. Г.  Морфогинез и скрытая смысловая структура текстов / М., 1983.
29. Евнина, Е. М. Франсуа Рабле / М., 1948.
30. Ермаков, А. Ф. Гуревич А. Я. / Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти томах, под редакцией Суркова А. А. / М., 1962.
31. Жирмунский, В. М. Литература раннего средневековья / История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение  под редакцией Жирмунского В. М. / М., 1959.
32. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды / Л., 1977.
33. Колязин, В.Ф. От мистерии к карнавалу / М., 2002.
34. Коплстон, Ф. История философии. Средние века / М., 2003.
35. Коржева, П. Б. Язык юмора и сатиры: (Из истории развития речевых средств в создании комического эффекта в русской литературе) / Алма-Ата, 1979.
36. Леонтьев, А. А. Соти / Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти томах, под редакцией Суркова А. А. / М., 1962.
37. Леонтьев, А. А. Фарс / Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти томах, под редакцией Суркова А. А. / М., 1962.
38. Лихачев, Д. С., Панченко, А. М., Понырко, Н. В. Смех в Древней Руси / Л., 1984.
39. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Л., 1972.
40. Луков, В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / М., 2008.
41. Луков, В. А. Предромантизм: (монография) / М., 2006.
42. Макарян, А. О сатире / М., 1967.
43. Манн, Ю. В. О гротеске в литературе / М., 1966.
44. Михайлов, А. Д. Средневековые французские фарсы / М., 1981.
45. Мокульский, С. С. Культура средневековья / История западноевропейского театра: В 7-ми томах под редакцией Мокульского С. С.  / М.,  1956.
46. Молдавский, Д. М. Товарищ Смех / Л., 1981.
47. Московский, А. П. О природе комического / Иркутск, 1968.
48. Николаев, Д. Смех – оружие сатиры / М., 1962.
49. Николюкин, А. Н. Фарс / Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией Николюкина А. Н. / М.,  2001.
50. Поспелов, Г. Н. Вопросы методологии и поэтики / М., 1983.
51. Пуришев, Б. И. Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия / М., 1974.
52. Пуришев, Б. И. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Хрестоматия / М., 1976.
53. Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы / М., 2004.
54. Сахновский-Панкеев В. О комедии / М.-Л., 1964.
55. Тимофеев, Л. И., Тураев, С. В. Словарь литературоведческих терминов/ М.,  1974.
56. Тронский, И. М. История античной литературы / Л., 1947.
57. Тынянов, Ю. Н. Литературная эволюция: Избранные труды / М., 2002.
58. Федь, Н. М. Искусство комедии, или Мир сквозь смех / М., 1978.
59. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / М., 1997.
60. Хейзинга, Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах / М., 1988.
61. Хейзинга, Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / М., 1997.
62. Цивьян, Т. В. Исследования по структуре текста / М., 1987.
63. Честертон, Г. К. Вечный Человек / М., 1991.
64. Шохин, К. О трагическом герое и комическом персонаже / М., 1961.
65. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / М., 2004.
66. Эльсберг, Я. Вопросы теории сатиры / М, 1957.
67. Яранцева, Н. А. Трагическое и комическое / М., 1968.
68. Blistein, E. Comedy in Action / Durham, 1964.
69. Clayborough, A. The Grotesque in Englich  Literature / Oxford, 1965.
70. Elliott, R. C. The Power of Satire: Magic, Ritual, Art, Princeton / New York, 1960.
71. Esslin, M. The Theatre of the Absurd / New York, 1961.
72. Freud, S. Humor, Character and Culture / New York, 1963.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.