Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Бродский и поэзия Серебряного века. Дипломная работа. - 61 стр. - 4000 р.

Введение

Несмотря на огромное количество  публикаций, посвящённых жизни и творчеству И.Бродского, судьбу его поэтического наследия трудно назвать счастливой. В России лирика лауреата Нобелевской премии  и одного из самых талантливых поэтов XX века вызвала больше вопросов, чем понимания, и тем более восхищения.
Работы литературоведов полны скептическими замечаниями и пессимистичными оценками. Приведём выдержки некоторых из них.
«Иосиф Бродский – явление скорее историческое, чем поэтическое» (М.Тартаковский).
«Поэзия И.Бродского – это платонизм наизнанку, его мир состоит из минус-идей, отрицательных сущностей» (М.Эпштейн).
«К явлению современной культуры, именуемому И.Бродским, я отношусь, безусловно, отрицательно. Я считаю, что поэт полностью погребён под этим явлением, почти полностью заслонён им – прежде всего, от самого себя» (Наум Коржавин).
Отличаясь «лица необычным выраженьем», поэтический мир И.Бродского не укладывается в рамки какого-либо течения. Поэт вне схем современного искусства, потому что он «живёт» не в одной только современной эпохе, он не смотрит на классическую эпоху свысока, а живёт в двух мирах сразу -  в классической ипостаси духовного современника А.С.Пушкина, А.Ахматовой, Мандельштама и в ипостаси свидетеля времени.
И эта двойственность высочайшего уровня интеллектуального сопереживания нескольким эпохам, духовному развитию исторического пути рождает особую поэтическую интонацию, особый поэтический тон.
Творческий метод поэта можно рассматривать в контексте различных литературных течений. Мы в нашей работе остановимся на исследовании творчества И.Бродского и его обращении к поэзии Серебряного века, а конкретно таким его представителям, как А.Ахматова, О.Мандельштам, Б.Пастернак.
Анализ поэтики И.Бродского в данном русле представляет особый интерес. В связи с этим можно говорить об актуальности нашего исследования. Существует большое количество свидетельств огромной роли А.Ахматовой в судьбе поэта, вплоть до «преемничества по чину русской поэзии». Образ поэтессы и её творчества оказал влияние на философию и эстетику И.Бродского. Художественная установка И.Бродского родственна установке акмеизма, запечатлённой в формуле О.Мандельштама об акмеистской поэзии как о «тоске по мировой культуре». Поэтому закономерно обращение в нашей работе к  поэзии Б.Пастернака, раннее творчество которого является акмеистским.  Роднит всех вышеперечисленных  поэтов и пристрастие к сборным цитатам – реминисценциям, отсылающим к нескольким исходным текстам одновременно.
Понятие межтекстовых связей («схождений») как явления многопланового наметил в 1920-е годы Б.В. Томашевский. Вопрос о воздействии одних писателей на других, говорил ученый, «сводится к изысканию в текстах «заимствований» и «реминисценций». Он утверждал, что насущной задачей литературоведения является различение разных родов (типов) текстовых схождений. Это, во-первых, «сознательная цитация, намек, ссылка на творчество писателя», определенным образом освещающие (трактующие) ранее созданные произведения. Во-вторых, это «бессознательное воспроизведение литературного шаблона». И наконец, в-третьих, это «случайное совпадение».
Без разграничений такого рода, полагал Б.В.Томашевский, «параллели носят характер сырого материала, небесполезного для исследования, но мало говорящего уму и сердцу». И замечал, что «выискивание этих параллелей» вне уяснения их характера, сути, функции «напоминает некий род литературного коллекционерства».
Предметом нашего исследования являются интертекстуальные связи поэзии И.Бродского с произведениями  поэтов Серебряного века.
Объект - художественный мир лирических произведений И.Бродского. Нами рассматриваются и анализируются стихотворения, отличающиеся друг от друга временем создания. Мы придерживаемся следующего принципа: на протяжении творческого пути поэта происходит изменение его мировоззрения, а, следовательно, возможно изменение  и творческого метода.
Целью дипломной работы является рассмотрение творческого метода И.Бродского; анализ  его творческого взаимодействия с поэтами Серебряного века (А.Ахматовой, О.Мандельштамом, Б.Пастернаком).
Нами выдвигается следующая гипотеза: метод культурологического реализма И.Бродского позволяет поэту использовать в своём творчестве весь массив мировой культуры, что объясняет его обращение к поэзии Серебряного века.
Цель исследования предполагала решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть особенности творческого метода И.Бродского. Осветить теоретические вопросы, связанные с понятием «культурологический реализм».
2. Проанализировать обращение И.Бродского к поэзии Серебряного века.
3. Рассмотреть реминисценции в лирических произведениях И.Бродского из поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама.
4. Выделить текстовые переклички И.Бродского с Б.Пастернаком.
5. Обратиться к русской поэтической традиции в творчестве И.Бродского.
Теоретической опорой для решения поставленных в работе задач явились труды отечественных литературоведов: Глазуновой О.И. («И.Бродский. Американский дневник»), Ранчина А.М. («Интертексты И.Бродского»), В.Медведева («Творчество И.Бродского в зеркале культурологии»), Штерн Л. (Бродский), И.К.Сытиной («Хужожественное взаимодействие И.Бродского с поэзией А.С.Пушкина») и др.
В данной работе нами использовались следующие методы:
1. Анализ художественного текста в единстве содержания и формы.
2.Литературоведческий анализ семантических и поэтических особенностей художественных образов.
3.Интерпритация индивидуально-авторской концепции мира и человека.
Опишем структуру исследования. В нём можно выделить введение, основную часть (состоящую из двух глав), заключение.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
Первая глава рассматривает теоретические основы понятия «метод культурологического реализма» в отечественном литературоведении.
Вторая глава посвящена обращению И.Бродского к поэзии Серебряного века. В данном случае для анализа используется художественный мир лирических произведений А.Ахматовой,  О.Мандельштама, Б.Пастернака.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются его основные выводы.

Глава I. Творческий метод И.Бродского
1.1. Метод «культурологического реализма»
1.2. Особенности поэтики И.Бродского
Глава 2. Поэзия И.Бродского и лирические произведения Серебряного века
2.1. И.Бродский в роли наследника Серебряного века
2.2. «Влияний навалом… и ни одного». Текстовые переклички между И.Бродским и Б.Пастернаком
2.3. Ахматовские подтексты в поэзии И.Бродского
2.4. Реминисценции из творчества О.Мандельштама в поэзии И.Бродского
Заключение

Список используемых источников литературы
1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность /Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2001. – 304 c.
2.Ахматова, А.А. Стихотворения и поэма / А.А.Ахматова. – Л.: Лениздат, 1989. -  605 с.
3.Баранов, С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведение / С.Ю.Баранов. – Вологда, 1998. – 79 с.
4.Баткин, Л. Вещь и пустота: Заметки читателя на полях стихов И.Бродского /  Л. Баткин // Октябрь. – 1996. - №1. – С.172.
5.Бродский, И. Письма римскому другу /И.Бродский. – Ленинград: Экслибрис, 1991. – С.394
6.Бродский, И. Большая книга интервью / И.Бродский. – Москва: Захаров, 2000. – С.701
7.Бродский, И. Часть речи: стихотворения / И.Бродский. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 144 с.
8.Бродский, И. Остановка в пустыне / И.Бродский. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 256с.
9.Бродский, И. Новые стансы к Августе / И.Бродский. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 144 с.
10.Брюсов, В.Я. Собрание стихов / В.Я.Брюсов. – М.: Просвещение. – 1989. – 112 с.
11.Вайль, П. В окрестностях Бродского / П.Вайль // Литературное обозрение. – 1990. - №8. – С.12
12.Винокур, Г.О. Критика поэтического текста / Г.О.Винокур. – М.: Художественная литература, 1927. – 213 с.
13.Винокурова, И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция / И. Винокурова // Литература. – 1994. -  №40. – С.19
14.Гак, В.Г. Индивидуальное и национальное в поэтическом идиостиле / В.Г.Гак. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с.
15.Глазунова, О.И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции / О.И.Глазунова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор - История», 2005. – 372 с.
16.Гинзбург, Л. О лирике / Л.Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1974.– 407 с.
17.Гордин, Я.А. Иосиф Бродский и мир / С.Зотов. Литературная позиция Иосифа Бродского. – С.-П.: Издательство журнала «Звезда», 2000. – 369 с.
18.Горшков, А.И. Русская словесность / Горшков. – М.: Дрофа, 2001. – 464 с.
19.Григорьев, В.П. Поэтика слова / В.П.Григорьев. – М.: Советский писатель, 1979. – 147с.
20.Добин, Е. Поэзия А.Ахматовой / Е.Добин. – Л.: Лениздат, 1968. -  201с.
21.Жирмунский, В.М.. Творчество Анны Ахматовой / В.М.Жирмунский,  Лениздат, 1973. – 63 с.
22.Кихней, Л.Г. Поэзия А.Ахматовой. Тайны ремесла / Л.Г.Кихней. – М.: Наука, 1997. –  112 с.
23.Кормилов, С.И. Поэтическое творчество А.Ахматовой. – М.: МГУ, 1998. – 128 с.
24.Кривулин, В. Литературные портреты в эссеистике И.Бродского / В.Кривулин. -  М.: Петрополь, 1997. –  344 с.
25.Лекманов, О.А. Книга об акмеизме / О.А.Лекманов. – М.: Дрофа, 2000. – 358 с.
26.Лосев, Лев. О любви А.Ахматовой к народу / Л.Лосев  Звезда // – 2002. – №1. -  С.206
27.Лосев, Л.Реальность зазеркалья: Венеция  Иосифа Бродского. / Л.Лосев // Звезда. – 1997. №1. – С.226
28.Лотман, Ю.М. Поэзия и проза / Ю.М.Лотман. – М.: Флинта, 1998. -  154 с.
29.Мандельштам, О.Э. Собрание произведений: Стихотворения/О.Э.Мандельштам. – М.: Республика, 1992. – 576 с.
 30.Медведев, В. Творчество И.Бродского в зеркале культурологии / В. Медведев. – Тула, 2000 – 144 с.
31.Найман, А. Великая душа  / А.Найман, // Октябрь, 1997. - № 8. -  C. 3 - 22.
32.Павловский, А. А.Ахматова: Очерк творчества / А.Павловский. – Л.: Лениздат, 1982. – 145 с.
33.Ранчин, А.М. Интертексты Бродского / А.М.Ранчин. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – С. 219.
34.Рогов, О.И. Анализ текста. А.Ахматова / О.И.Рогов. – М.: Астрель, 2004. – 122 с.
35.Сытина, И.К. Художественное взаимодействие И.Бродского с поэзией А.С.Пушкина / И.К. Сытина. – Тула: Тульский полиграфист, 2002. – 63с.
36.Титова, Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения / Е.В.Титова. – Вологда: Русь, 2001. - 147 с.
37.Топоров, В.Н. Об одном индивидуальном варианте  «авторинтертекстуальности»: случай Пастернака / В.Н.Топоров. – Пастернаковские чтения. Вып.2. – М., 1998. – С.10 15
38.Ходасевич, В.Собрание стихов / В.Ходасевич. – М.: Просвещение. – 1993. – 134 с.
39.Чуковская, Л.. Записки об Ахматовой / Л.Чуковская. - М.: Просвящение. – 1976. – 231с.
40.Шилов, Л. Анна Ахматова / Л.Шилов. – М.: Знание, 1989. – 234 с.
41.Штерн, Л. Бродский / Л.Штерн. – М.: Захаров, 2005. – 142 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.