Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Эволюция образа лирической героини А.Ахматовой. - Дипломная работа. - 74 стр. - 4000 р.

Введение

Творчество А.Ахматовой – уникальное явление. Соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции, оно приобрело ту многогранность и ту убедительность, которые прославили имя поэтессы во всём мире.
Многие литературоведы рассматривали поэтический мир А.Ахматовой, а лингвисты изучали языковое своеобразие её художественных текстов. Это В.В.Виноградов («О символике А.Ахматовой»), В.М.Жирмунский («Творчество А.Ахматовой»), Л.Г.Кихней («Поэзия А.Ахматовой. Тайны ремесла»), Н.С.Гумилёв («Письма русской поэзии») и  мн. др. Перечисленные работы явились теоретической опорой нашего исследования, в котором была предпринята попытка проанализировать взаимосвязь эволюции творчества поэтессы с эволюцией лирической героини.
Проблема лирического героя в творчестве любого поэта относится  к числу актуальных в современном литературоведении, так как именно через лирического героя, чьи мысли и чувства выражены в стихах, раскрывается переживание – художественный образ поэзии. Не является исключением и художественный мир А.Ахматовой.
В  литературоведении широко изучено понятие «лирический герой». В данной работе рассматривается особый тип лирического героя – подвергнута целостному исследованию категория «лирическая героиня», чего ранее сделано не было. Это является новаторской чертой нашего исследования.
Также достаточно мало изучены фольклорные традиции в лирике А.Ахматовой. Взаимоотношение фольклора и литературы  является одним из перспективных направлений современной филологической науки. Это направление подробно разрабатывалось Т.М.Акимовой – советским фольклористом, профессором Саратовского университета. С этой точки зрения ею были проанализированы художественные тексты А.С.Пушкина, А.Н.Островского, П.П.Бажова. Ещё  одной новаторской чертой нашей работы можно назвать интерпретацию фольклорных традиций в поэзии А.Ахматовой как основополагающего фактора её раннего творчества и художественную реализацию проблемы народности зрелого периода. А также исследование синонимии как одного из способов художественного воплощения внутреннего мира лирической героини.
Объектом исследования является художественный мир лирических произведений А.Ахматовой с точки зрения временного периода.
 Нами рассматриваются и анализируются стихотворения из книг «Вечер», «Чётки», «Белая стая», а также поэма «Реквием». Все они отличаются друг от друга временем создания. Мы придерживаемся следующего принципа: на протяжении творческого пути поэта происходит изменение его мировоззрения, а, следовательно, и изменение творческого метода. Этот принцип будет являться основополагающим в нашей работе, так как без него невозможно раскрытие выбранной темы: «Эволюция лирической героини в творчестве А.Ахматовой».
Предмет исследования – специфика художественного воплощения образа лирической героини.
Целью данной дипломной работы является исследование семантики, генезиса, эволюции образа лирической героини в лирике А.Ахматовой на протяжении всего творческого пути поэтессы; установление характерных художественно-эстетических черт лирической героини.
Нами выдвигается следующая гипотеза: лирическая героиня в художественном мире поэтессы – это самобытный художественный образ, обладающий определёнными поэтико-семантическими проявлениями:
1. Множественностью обличий лирического «я».
2. Социально-трагической характеристикой.
3. Чертами народности, повлиявшими на эволюцию ахматовского творчества (утверждение фольклорных традиций).
Цель исследования предполагала решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с понятием «лирический герой», в современном литературоведении, чтобы на базе данного материала подвергнуть исследованию категорию «лирическая героиня».
2. Проследить проявление фольклорных истоков в поэзии А.Ахматовой.
3. Обосновать специфику, приёмы, способы художественного воплощения образа лирической героини как в ранней, так и в поздней лирике поэтессы.
4. Рассмотреть и сопоставить основополагающие эстетические проявления творческого метода А.Ахматовой в разные периоды его творчества.
5. Рассмотреть синонимию как один из способов художественного воплощения образа лирической героини.
В данной работе нами использовались следующие методы:
1. Анализ художественного текста в единстве содержании и формы.
2. Рассмотрение генезиса и эволюции исследуемого образа  в устном народном творчестве и в русской литературе (сравнительно-исторический метод).
3.Литературоведческий анализ семантических и поэтических особенностей художественных образов.
4.Интерпритация индивидуально-авторской концепции мира и человека.
Опишем структуру исследования. В нём можно выделить введение, основную часть (состоящую из трёх глав), заключение.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
 Цель первой главы – проследить становление образа лирической героини в поэзии (начиная с устного народного творчества и закачивая поэзией акмеизма).
Цель второй главы – рассмотреть эволюцию лирической героини в поэзии А.Ахматовой. Значительное место уделяется выявлению фольклорных истоков в её поэзии. Рассмотрение данных вопросов является необходимым условием для исследования эволюции лирической героини.
В третьей главе исследуется синонимия как один из способов художественного воплощения внутреннего мира образа лирической героини.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются его основные выводы.

Глава 1.  Семантика, генезис, эволюция образа лирической героини в художественной литературе
1.1.Теоретические обоснования терминов «лирический герой», «лирическое я» в отечественном литературоведении
1.2. Лирическая героиня в устном народном творчестве: героиня-женщина в обрядовой и  необрядовой поэзии
1.3. Лирическая героиня в поэзии XIX века.
1.4. Лирическая героиня и поэтика акмеизма
Глава 2. Семантика, поэтика, эволюция образа лирической героини  в поэзии А.Ахматовой (первые сборники: 1911-1913гг.; второй период творчества: 1914-1922 гг.; зрелое творчество: 1936-1960 гг.)
2.1. Характеристика образа лирической героини в первых сборниках поэтессы
2.2. Образ лирической героини во второй период творчества А.Ахматовой.
2.3. Образ лирической героини в  поздний период творчества А.Ахматовой.
Глава 3. Синонимия как один из способов художественного воплощения образа лирической героини в поэзии А.Ахматовой
3.1. Из истории вопроса о синонимии современного русского языка
3.2. Понятие синонимии
3.3. Использование синонимии в поэтической  речи А.Ахматовой
Заключение

Литература
1. Акимова, Т.М. О фольклоризме русских писателей. – М.: Художественная литература, 2001. – 204 с.
2. Альбеткова, Р.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.
3. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Просвещение, 1957. – 362 с.
4. Ахматова, А.А. Избранное. – М.: Просвещение, 1993. -  320 с.
5. Банников, Н.В. Русские поэтессы XIX века. – М.: Советская Россия, 1979.- 256 с.
6. Баранов, С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведение. – Вологда, 1998. – 79 с.
7. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды.             М.: Наука, 1977. – 423 с.
8. Винокур, Г.О. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. – М.: Художественная литература, 1996. – 284 с.
9. Винокур, Г.О. Критика поэтического текста. – М.: Художественная литература, 1927. – 213 с.
10. Гак, В.Г. Индивидуальное и национальное в поэтическом идиостиле. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с.
11. Гинзбург, Л. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974. – 407 с.
12. Горшков, А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2001. – 464 с.
13. Григорьев, В.П. Поэтика слова. – М.: Советский писатель, 1979. – 147 с.
14. Гумилёв, Н.С. Стихи; Письма о русской поэзии. – М.:  Художественная литература.- 1990. – С.447.
15. Добин, Е. Поэзия А.Ахматовой. – Л.: Лениздат, 1968.- 201 с.
16. Евгеньева, А.П.. Словарь синонимов русского языка. Справочное пособие. -  Л.: Наука, 1975. – 324 с.
17. Жирмунский В. Творчество А.Ахматовой. – Л.: Лениздат, 1973. – 63 с.
18. Зуева, Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Программа для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1999. - 40 с. 
19. Квятковский, А. Поэтический словарь. – М.: Наука, 1966. – 178 с.
20. Кихней, Л.Г. Поэзия А.Ахматовой. Тайны ремесла. – М.: Наука, 1997. –  112 с.
21. Ковтунова, И.И. Поэтический синтаксис. М.: Просвещение, 1986. – 268 с.
22. Кормилов, С.И. Поэтическое творчество А.Ахматовой. – М.: МГУ, 1998. – 128 с.
23. Кравцов, Н.И.  Русское народное творчество. -  М.: Просвещение, 1971. –  384 с.
24. Кузнецова, Э.В.. Лексикология русского языка. М.: Знание, 1989. – 257 с.
25. Кузьмин, А.И. Военная героика в русском народно - поэтическом творчестве.– М.: Наука, 1981. – 362 с.
26. Лекманов, О.А. Книга об акмеизме. – М.: Дрофа, 2000. – 358 с.
27. Леонтьев, А.А. Краткая энциклопедия. Том 5. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 523 с.
28. Лотман, Ю.М. Поэзия и проза. – М.: Флинта, 1998. -  154 с.
29. Павловский, А. А.Ахматова: Очерк творчества. – Л.: Лениздат, 1982. – 145 с.
30. Палевская, М.Ф. Синонимы в русском языке. М.: Советский писатель, 1964. – 154с.
31. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1976. – 422 с.
32. Попов Р.Н. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1976. – 217 с.
33. Притма, Ф.Л. Русская литература и фольклор. – М.: Наука, 1976. – 239 с.
34. Рогов, О.И. Анализ текста. А.Ахматова. – М.: Астрель, 2004. – 122 с.
35. Ростопчина, Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1986. - 448с.
36. Ростопчина Е.П. Талисман. – М.: Московский рабочий, 1987. - 319 с.
37. Титова, Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения. – Вологда: Русь, 2001. - 147 с.
38. В.Н. Цыганова. Синонимический ряд (на материале глаголов). М.: Просвещение, 1966. - 238 с.
39. Чуковская, Л. Записки об А.Ахматовой. – М.: Просвещение, 1989. – 231 с.
40. Шилов, Л. Анна Ахматова. – М.: Знание, 1989. – 234 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.