Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Мотив сна в романе «Преступления и наказание» Ф.М. Достоевского. - Дипломная работа. - 62 стр. - 4000 р.

Введение

Проблема анализа особенностей художественного текста, лежащая в основе нашего исследования, относится к числу актуальных в современном литературоведении и современной лингвистике.
Литература о Ф.М. Достоевском чрезвычайно обширна. Мало кто из великих классиков привлекал к себе столь пристальное внимание исследователей. В данной работе мы обратились к его творчеству, так как нельзя утверждать, что наследие этого необъятного художника досконально изучено. И вряд ли для такого утверждения когда-нибудь наступит время. Для каждого последующего поколения творчество писателя открывается новыми гранями; мы каждый раз постигаем неведомые, заповедные тайны его мощного слова. И все это – благодаря своеобразию художественного мастерства Ф.М.Достоевского. Его творческий гений продолжает оставаться неугасаемым источником художественного опыта,  к которому стремится все живое и талантливое в нашей современной литературе.
Объектом нашей работы будет являться художественный мир романа «Преступление и наказание».
Предмет исследования – мотив сна в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского.
Мотив сна явился внимательным объектом изучения и комментирования многих исследователей: М.М.Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского»), В.Я Кирпотина («Разочарование и крушение Родиона Раскольникова»), Ю.Ф.Карякина («Самообман Раскольникова»), Н.М.Чиркова («О стиле Достоевского»). Их труды послужили методологической основой для написания данной работы.
Эти и многие другие ученые посвятили отдельные главы или страницы своих книг анализу сновидений. Можно выделить несколько подходов к изучению этих снов:
- место снов в композиции и сюжете романа;
- соотнесенность снов с романной реальностью;
- соотнесенность слов между собой;
- литературные источники снов;
- анализ поэтики сновидений;
- прочтение сновидений и определение их смысловой значимости (символической, мифологической, психологической).
С учетом этих подходов мы попытаемся рассмотреть цикл снов Раскольникова. Новаторским направлением в работе можно считать анализ мотива сна с языковой точки зрения, так как вышеперечисленные нами научные труды рассматривают мотив сна в «Преступлении и наказании» в рамках литературоведческого подхода, и лишь в нескольких работах можно  найти упоминания об особенностях языка текста сновидений.
Цель выпускной квалификационной работы – определить роль мотива сна в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Нами выдвигается следующая гипотеза: сон в канве романа «Преступление и наказание» - сложный художественный прием писателя; мотив сна движет вперед сюжет романа и раскрывает внутреннюю драму героев.
Цель исследования предполагала решение следующих конкретных задач:
1. Осветить теоретические вопросы, связанные с понятием «мотив» в литературоведении.
2. Определить роль мотива сна в художественной литературе XIX века.
3.  Рассмотреть сны и циклы сновидений в творчестве Ф.М.Достоевского, определить их значение и своеобразие как художественного приема в романе «Преступление и наказание».
4. Проанализировать языковые средства выражения мотива сна в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского.
5. Определить черты авторской индивидуальности, особенности стиля писателя, приемы художественного мастерства через анализ мотива сна в романе «Преступление и наказание».
В данной работе нами использовались следующие методы:
- анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
-интерпретация индивидуально-авторской концепции мира и человека.
Опишем структуру исследования.
Работа состоит из Введения, основной части (состоящей из двух глав), методического аспекта, Заключения, Приложения.
Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет работы, его объект, цели и задачи.
Первая глава дает теоретическое освещение  вопросов, раскрывающих  понятие «мотив» в рамках литературоведения.
Особое внимание уделено роли мотива сна в русской литературе XIX века и в творчестве Ф.М.Достоевского.
Цель второй главы – проанализировать мотив сна в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», рассмотреть его языковые  средства выражения. В данном случае мы останавливаем свое внимание на речевой детали (так как для Ф.М.Достоевского характерно представить картину сновидения развернуто, с опорой на деталь и подробности) и грамматической категории неопределенности, которая является «языковым фаворитом писателя» [Савельева 2002, 25].
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.
В Приложении зафиксирован конспект урока, освещающий методический аспект дипломной работы.

Глава 1. Антология мотива сна в русской литературе и творчестве Ф.М.Достоевского
1.1.Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «мотив» в рамках литературоведческого подхода
1.2. Мотив сна в истории художественной литературы
1.3. Сны и циклы сновидений в творчестве Ф.М.Достоевского
Глава 2. Языковое выражение мотива сна в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского
2.1. Поэтика снов «Преступления и наказания»
2.2. Языковые особенности снов-новелл романа «Преступление и наказание»
Заключение

Литература
1. Ахундова, И.Р. Все это, быть может, было не сон! / И.Р.Ахундова// Достоевский и мировая культура. Альманах. – М.: 1997. – 531 с.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - 316 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Наука, 1979. - 214 с.
4. Белик, А.П.  Художественные образы Достоевского / А.П.Белик. – М.: Наука, 1974. – 222 с.
5. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виногрдов. – М.: Советская Россия, 1971. – 316 с.
6. Борхес, Х.Л. Письмена Бога / Х.Л.Борхес. – М.: Художественная литература, 1992. – 678 с.
7. Бочаров,  С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки / С.Г.Бочаров. - М.: Наука, 1974. – 215 с.
8. Волкова, Л.Д. Роман Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»/ Л.Д.Волкова. – М.: Просвещение, 1977. – 174 с.
9. Волошинов, В.Н. Философия языка. Основные проблемы социолингвистического метода в науке о языке / В.Н. Волошинов // Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
10. Достоевский, Ф.М. Двойник / Ф.М.Достоевский. – М.: Азбука – классика, 2007. – 256 с.
11. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. – М.: Правда, 1988. – 460 с.
12. Достоевский, Ф.М. Сон смешного человека / Ф.М.Достоевский. – СПб.: Нева, 2005. – 192 с.
13. Жолковский, А. К понятиям «тема» и «поэтический мир»/А.К.Жолковский. - Тарту, 1975.-  511 с.
14. Иванов, В. В., Топоров В. Н. К реконструкции праславянского текста / В.В.Топоров // Славянское языкознание - Москва, 1963. - 520 с.
15. Иванчикова, Е.А.Синтаксис художественной прозы Достоевского / Е.А.Иванчикова. – М.: Наука,1979. – 284 с.
16. Карякин, Ю. Самообман Раскольникова /  Ю.Карякин. – М.: Художественная литература, 1976. – 155 с.
17. Кирпотин, В.Л. Мир Достоевского / В.Л. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 374 с.
18. Кирпотин, В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова / В.Я. Кирпотин. – М.: Художественная литература, 1986. – 414 с.
19. Кулешов, В.Н. Предисловие к роману И.А. Гончарова  «Обломов» / В.Н.Кулешов // И.А. Гончаров «Обломов». -  Москва: Наука, 1973. – С.3 - 7.
20. Лотман, Ю. М. О сюжетном пространстве русского романа XIX столетия / Ю.М.Лотман. - Тарту, 1987. – 310 с.
21. Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Ю.М.Лотман. - Таллинн,: Просвещение, 1992. – 511 с..
22. Львов, К. Проблема личности у Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание») / К.Львов. – М.: Издание Л.Л.Зубалова, 1918. – 79 с.
23. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинский. – М.: Художественная литература, 1995. – 400 с.
24. Москаленко, О. Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание» / О. Москаленко // Литература. – 2006. - №3. – С. 17 – 19.
25. Назиров, Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского / Р.Г. Назиров. – Саратов: Наука, 1982. – 652 с.
26. Недзвецкий, В.А. От Пушкина к Чехову / В.А.Недзвецкий. – М.: Художественная литература, 1999 – 358 с.
27. Нечаенко, Д.Н. Сон, заветных исполненных знаков / Д.Н.Нечаенко. – Киев, 1991. – 405 с.
28. Пащук, Н. Что таят в себе сны Раскольникова / Н.Пащук // Литература. – 2000. - №6. – С.14-15.
29. Полищук, Н. О снах в русской литературе первой трети XIX века / Н.Полищук // Литература. – 2000. -  №6. – С.14-15.
30. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В.Я.Пропп. -  М.: Наука, 1969. -  С.25.
31. Раков, Ю.А. Лестница Раскольникова / Ю.А.Раков. – Ленинград, 1990.– 78 с.
32. Ремизов, А.  «Сны и предсонья» / А.Ремизов. – СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2000. – 451с.
33. Савельева, В.В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф.Достоевского / В.В.Савельева // Русская словесность. -  2002. - №7. – С.24-31.
34. Савченко, Н.К. Проблема художественного метода и стиля Достоевского / Н.К.Савченко. – М.: МГУ, 1975. – 92 с.
35. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского / Ю.И.Селезнев. – М.: Современник, 1980. – 375с.
36. Слонимский А. Мастерство Пушкина / А.Слонимский. - М.: Художественная литература, 1959. – 526 с.
37. Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского / С. М.Соловьев. – М.: Советский писатель, 1979. – 351 с.
38. Степанов, А.В. Стиль языка Ф.М.Достоевского /  А.В. Степанов // РЯШ. – 1996. - №4. – С.66-72.
39. Страхов, К.С. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание: анализ текста. – М.: Дрофа, 2003. – 160с.
40. Тименчик Р.Д. Сны Блока и «петербургский текст» начала ХХ века / Р.Д.Тименчик // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А.А.Блока и русская культура ХХ века». - Тарту, 1975.
41. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н.Тынянов. – М.: Просвещение, 1977. – 415 с.
42. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского / Н.М.Чирков. – М.: Издательство наук, 1963. – 187 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.