Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Духовный аспект формирования личности главного героя романа Ф.М.Достоевского «Подросток». - Дипломная работа. - 61 стр. - 2000 р.

Введение

Данная работа посвящена исследованию аспекта духовного развития личности главного героя романа Ф.М. Достоевского «Подросток» - Аркадия Долгорукого, юноши, чьи душевные и духовные изломы и метания, вызванные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным «хаосом» эпохи «безвременья» 60–70-х годов ХIХ века, с необыкновенной глубиной зафиксировал романист.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» является одним из наименее тщательно и подробно проанализированных произведений писателя. Причиной этого послужило общепринятое мнение, что этот роман является неудачей Ф.М. Достоевского из-за недостаточной продуманности сюжета и его расплывчатой организации. «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман «Подросток» как бы растворяется в лихорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного замысла», - таково мнение Л.П. Гроссмана.
Но, как считают многие исследователи творчества Ф.М. Достоевского, фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого романа, а именно - с проявлением «многослойной реальности» произведения, где «сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных рамок» (Т.А.Касаткина).
Спорным является вопрос о том, кто главный герой произведения. Некоторые исследователи считают, что Аркадий Долгорукий в ходе сюжета вытесняется на задний план Версиловым. В других работах о романе отстаивается та точка зрения, что главным героем был и остается Подросток, ведь повествование ведется от первого лица, а произведение построено в форме исповеди. Мы в работе будем разделять убеждения тех исследователей, кто признает Подростка главным героем произведения, и считает, что сюжет романа определяется прежде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого.
Непосредственным предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Подросток». Вместе с тем в отдельных параграфах работы рассматриваются относящиеся к ее проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
В сферу исследования вовлекаются также «Дневники писателя», письма Ф.М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, содержащиеся в публицистических работах его современников.
Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.
Цель исследования состоит в прочтении романа Ф.М. Достоевского «Подросток» под углом зрения, выявляющим аспект духовно-нравственного становления главного героя .
Целью исследования определила приоритетность следующих задач:
1. Рассмотреть историю создания романа «Подросток».
2. Осветить подходы современников писателя к роману «Подросток» и современный уровень изучения произведения.
1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 1860–1870-х годов.
2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом и социальном уровнях.
3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобразное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотносимое с «идеями» Раскольникова («Преступление и наказание»).
5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.

Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется объект исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
В первой главе освещается история создания произведения; приводятся высказывания современников  Ф.М. Достоевского о романе; дается обзор современного этапа изучения произведения.
Цель второй главы – раскрыть «идею» главного героя, обозначить истоки ее формирования (раскрыть понятие «случайное семейство»).
В третьей главе предпринята попытка показать, как Версилов и Макар Долгоруков повлияли на духовно-нравственное становление личности Подростка, его эволюции. Проводится параллель с освещением авторского начала религиозных традиций, лежащих в основе произведения.
В Заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского
1.1. История создания
1.2. Современники Ф.М. Достоевского о романе «Подросток»
1.3. Роман на современном этапе исследования
Глава 2. Истоки формирования личности
2.1. Проблема «случайного семейства»
2.2. Социальные предпосылки формирования идеи Ротшильда
Глава 3. Утверждение Аркадия Долгорукова
3.1. Ценностная ориентация Версилова
3.2. Религиозно – нравственная позиция Макара Долгорукова
3.3. Авторское начало на основе духовной религиозной традиции
Заключение

Литература
1. Альми, И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф.М.Достоевского   /  И.Л. Альми // Статьи о поэзии и прозе: В 2 кн.  - Владимир, 1999.
2. Анисимов, Ф.М. Достоевский в работе над романом «Подросток» / Ф.М. Анисимов. – М.: Наука, 1983.- 587 с.
3. Белик, А.П.  Художественные образы Достоевского / А.П.Белик. – М.: Наука, 1974. – 222 с.
4. Белов, С. Послесловие / Ф.М.Достоевский. Подросток. – М.: Советская Россия, 1979. – 594 с.
5. Вялый, Г. А. Н. К. Михайловский-беллетрист / Г.А. Вялый // Русская литература и народничество. - 1971. - Вып. 74. -  С. 100 - 124.
6. Галаган, Г.Я. Комментарии: Ф.М. Достоевский / Г.Я. Галаган // Ф.М.Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т.8. – Л.: Наука, 1990.  – 764 с.
7. Гроссман, Л.П. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 1989. -  375 с.
8. Долинин, А.С. Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. – М.: Мысль,
 1924. – 171 с.
9. Долинин, А.С. В творческой лаборатории Достоевского. – М.: Советский писатель, 1947. – 351 с.
10. Достоевский, Ф. М. Подросток / Ф.М. Достоевский // М.: Советская Россия, 1979. – 476 с.
11. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. / М.М. Дунаев. – М.: Христианская литература, 1996 – 2000. – Ч.6. - С.415;
12. Евлампиев, И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия / И.И.Евлампиев //Вопросы философии. – 1998. - № 3. – С.21-26.
13. Ермилов, В. Ф.М. Достоевский / В.Ермилов.- М.: Художественная литература, 1958. – 279 с.
14. Захаров, В.Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков   / В.Н. Захаров. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. – С.6 – 20
15. Касаткина, Т.А.  Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле»/ Т.А.Касаткина. – Автореферат к диссертации. М., 2005. – С.32.
16. Кашина, Н. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского / Н.Кашина. -  М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
17. Кирпотин, В.Л. Мир Достоевского / В.Л. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 374 с.
18. Кирпотин, В. Жанровые особенности романа «Подросток» / В.Л. Кирпотин // Мир Достоевского. – M.: Просвещение, 1983. – 481 с.
19. Ку Бон Иль. Нравственный поиск главного героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток» /  Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. II. М., 2002. - С. 16–20.
20.  Ку Бон Иль. «Случайное семейство» у Ф. М. Достоевского /  Ку бон Иль // Голоса молодых ученых: Сборник научных публикаций иностранных и российских аспирантов и докторантов-филологов. Вып. XIII. М., 2003. - С. 24–29.
21. Ку Бон Иль. Поиск духовного отцовства в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» /  Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. III. М., 2004. - С. 13–26.
22. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского / В. И.Кулешов. – М.: Детская литература, 1979. – 206 с.
23. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе  русского зарубежья /  А.М. Любомудров. – СПб.: «Дмитрий Буланин»,  2003. – С.34 – 39.
24. Малкольм, Д. Достоевский после Бахтина. Исследование фантастического реализма Достоевского / Д. Малкольм. - СПб.: Академический проект, 1998. – 254 с.
25. Михайловский, Н. К. Сочинения. Т. 3.  / Н.К.Михайловский. - СПб., 1896.  – 517 с.
26. Невшупа, И.Н. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток»: типы и архетипы / И.Н.Невшупа.- Автореферат к диссертиции. – Краснодар, 2007. – 31 с.
27. Пономарева, Г.Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной / Г.Б.Достоевский. – М.: Академкнига, 2001.- 155 с.
29. Савченко, Н.К. Проблема художественного метода и стиля Достоевского / Н.К.Савченко. – М.: МГУ, 1975. – 92 с.
30. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 18, кн. 2 / М.Е.Салтыков - Щедрин.  - М.: Наука, 1976.  – 287 с.
31. Сараскина, Л.И. А.И. Солженицын как читатель Достоевского  / Л.И.Сараскина // Достоевский и мировая культура. Альманах № 16. - СПб.: Серебряный век, 2001. - С. 186 - 194.
 32. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского / Ю.И.Селезнев. – М.: Современник, 1980. – 375 с.
33. Семенов, Е.И. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток» / Е.И.Семенов. – Ленинград: Наука, 1979. – 361 с.
34. Скатов, Н.Н. История русской литературы XIX в. – М.: Просвещение,
 1991. – 512 с.
35. Солженицын, И.А. Роман высшей напряженности / И.А. Солженицын  // Литературная газета. – 2003. - №1.    
36. Туниманов, В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. – Л.: Наука, 1980. - 284с.
37. Тургенев, И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. Т. 11 / И.С. Тургенев. - М.: Наука, 1966. - С. 164.
38. Успенский, Г. И. Полн. собр. соч. Т. 8 / Г.И. Успенский. - М.: Художественная литература, 1949. – 612 с.
39. Фриндлер, Г.М. Диалог в мире Достоевского / Г.М. Фриндлер. - Достоевский и мир культуры. Альманах № 1. - СПб., Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, 1993. – С.83 – 87.
40. Хансен-Лёве, О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток»  / О. Хансен-Лёве // Автор и текст. -  СПб.: Нева, 1996.
41. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского / Н.М.Чирков. – М.: Издательство наук, 1963. – 187 с.
42. Шовина, Е.Н. Проблема смерти и бессмертия в философском наследии Ф.М. Достоевского  / Е.Н.Шовина // Вестник МГТУ, том 9. – 2006. -  №1. - стр.134-141.
43.  Щенников, Г.К. Достоевский и русский реализм / Г.К.Щенников. – Свердловск, 1987. – 156 с.

 


Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.