Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Лингвокультурологический концепт «возраст» в немецком и русском языке. - Курсовая работа. - Дипломная работа. - 56 стр. - 4000 р.

Введение

Исследование проблемы лингвокультурного концепта «возраст» в немецком и русском языках является одной из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Актуальность данной проблемы можно объяснить, во-первых, повышенным интересом лингвистов к развивающейся науке лингвокультурологии. Во-вторых, проблема лингвокультурных концептов до сих пор малоизученна, что обуславливает злободневность обсуждаемой проблемы. В-третьих, особенности концепта «возраст» рассматриваются не только в лингвистических науках, но и в психологии, философии, социологии. В связи с этим изучение данной проблемы становится актуальным в настоящее время. В-четвертых, немецкая и русская культура имеют много схожих черт, которые мы рассматривали на основе лингвокультурного концепта «возраст». Различия в использовании данного концепта в Германии и России также проанализированы в исследовании.
Теоретической базой для исследования послужили труды по лингвокультурологии: С. Г. Воркачев «Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании», В. В. Воробьев «Лингвокультурология: теория и методы», В. А. Маслова «Лингвокультурология»; труды по изучению лингвокультурных концептов: С. А. Аскольдов-Алексеев «Концепт и слово», В. З. Демьянков «Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке», Е. И. Зиновьева «Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования», Я. В. Зубкова «Концепт «пунктуальность» в немецкой и русской лингвокультурах», В. И. Карасик «Языковой круг: личность, концепты, дискурс», Е. В. Образцова «Понятие лингвокультурного концепта в аспекте междисциплинарных исследований», Е. И. Шейгал «Тезаурусные связи и структура концепта») и другие.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Цель исследования – рассмотреть лингвокультурный концепт «возраст» в немецком и русском языках.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия лингвокультурологии и концепта;
2. Привести методы, используемые в исследовании;
3.  Рассмотреть и проанализировать бытийные характеристики концепта «возраст» с точки зрения лингвистики, социологии, психологии, философии;
4. Проанализировать концепт «Das Alter» в немецкой языковой картине мира;
5. Проанализировать концепт «возраст» в русской языковой картине мира;
6. Выявить этнокультурологические особенности лингвокультурных концептов «Das Alter» и «возраст».
Объектом исследования является концепт «возраст» в русской и немецкой лингвокультурах.
Предметом исследования определены специфические особенности концепта «возраст» в русском и немецком языках.
Материалами исследования послужили различные словари и справочники (толковые словари, словари синонимов, фразеологизмов, идиом, афоризмов и т.д.), выборка из пословиц и поговорок русского и немецкого языков.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении одной из малоизученных проблем лингвокультурологии – понятие лингвокультурного концепта, его этнокультурные особенности в различных языках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в лингвистических и филологических вузах при обсуждении проблемы лингвокультурных концептов в русском и немецком языках.
Для раскрытия поставленных цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи исследования, выявляются объект и предмет исследования, приводятся теоретические источники и материалы исследования.
Первая глава исследования «Лингвокультурный концепт "возраст" в языковой картине мира» состоит из двух разделов.
В первом разделе первой главы «Методы изучения концептов в современной лингвистике» рассматриваются понятия лингвокультурологии, концепта, рассматриваются методы, используемые в ходе исследования.
Второй раздел первой главы «Бытийные характеристики концепта "возраст"» посвящен анализу концепта «возраст» с точки зрения различных дисциплин: социологии, философии, психологии и лингвистики.
Вторая глава под названием «Выражение и описание лингвокультурного концепта "возраст" в немецком и русском языковом сознании» состоит из трех разделов.
Первый раздел «Концепт «das Alter» в немецкой языковой картине мира» рассматривает специфические характеристики концепта «das Alter» в Германии.
Второй раздел «Концепт «возраст» в русской языковой картине мира» посвящен рассмотрению и анализу концепта «возраст» в русской языковой картине мира.
Третий раздел второй главы исследования анализирует основные этнокультурологические особенности лингвокультурных концептов «das Alter» и «возраст».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы.
В библиографии приведен список источников, используемых в ходе исследования.

Глава 1. Лингвокультурный концепт «возраст» в языковой картине мира
1.1. Методы изучения концептов в современной лингвистике
1.2. Бытийные характеристики концепта «возраст»
Глава 2. Выражение и описание лингвокультурного концепта "возраст" в немецком и русском языковом сознании
2.1.  Концепт «das Alter» в немецкой языковой картине мира
2.2. Концепт «возраст» в русской языковой картине мира
2.3. Этнокультурологические особенности лингвокультурных концептов «das Alter» и «возраст»
Заключение

Библиография
1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - Москва: Флинта: Наука, 2010. – 282 с.
2. Арестова, А. А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности: монография / А. А. Арестова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. технический ун-т". - Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2006. - 131 с.
3. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры. – 1999. – 896 с.
4. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. – вып. II. – 1928. – с. 28-44
5. Бабаева, Е. В. Культурно-языковые характеристики отношения к собственности: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Волгоград, 1997.
6. Белобородова, И. В. Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте: На материале автобиографической прозы: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2000. - 26 с.
7. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки №1, 2001. – с. 64-72
8. Воробьев, В. В. Лингвокультурология: теория и методы / В. В. Воробьев - М.: изд-во РУДН, 1997. – 331 с.
9. Выготский, Л. С. Проблема возраста // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т.; т.4. – М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268.
10. Дегтев, С. В., Макеева, И. И. Концепт слово в истории русского языка // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. – М.: Языки русской культуры, 2000. – с. 156-171
11. Демьянков, В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. – 2001. - №1. – с. 35-47
12. Дмитриева, О. А. Типы моральных оценок в текстах пословиц и афоризмов // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. – Волгоград: Перемена, 1999. – с. 154-161
13. Евдокимычева, М. А. Сфера наивных представлений в современной картине мира: лингвокультурологический анализ: автореферат дис. ... кандидата культурологи / М. А. Евдокимычева. - Санкт-Петербург, 2008. - 23 с.
14. Зиновьева, Е. И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестн. С-Петерб.ун-та. Сер.2, - История, языкознание, литературоведение. – СПб., 2003. – Вып.2. – с. 35-44
15. Зубкова, Я. В. Концепт «пунктуальность» в немецкой и русской лингвокультурах: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Волгоград, 2003.
16. Иванова, С. В. Лингвокультурология и лингвокогнитология: сопряжение парадигм: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / С. В. Иванова; М-во образования Рос. Федерации. Башкир. гос. ун-т. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 150 с.
17. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
18. Карасик, В. И., Слышкин, Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. Трудов / Под ред. И. А. Стернина. – Воронеж, 2001.
19. Коротеева, О. В Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Аолгоград, 1999. – 205 с.
20. Корф, Е. Н. Концепт причины в аспектах лингвистической и культурологической значимости: На материале современного английского языка: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1996. - 16 с.
21. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: [монография] / [С. Г. Воркачев и др.]; под ред. С. Г. Воркачева; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. - 399 с.
22. Луков, Вал. А. Тезаурус и возраст // Вал. А. Луков. Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. – Вып.13. / Под общ. ред. Вал. А. Лукова. – М.: Изд-во Моск. гуман. ун-та, 2007.
23. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова – М., 2001. – 208 с.
24. Образцова, Е. В. Понятие лингвокультурного концепта в аспекте междисциплинарных исследований  25. Палашевская, И. В. Концепт «закон» в английской и русской лингвокультурах: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Волгоград, 2001. – 24с.
26. Подзолкова, Н. В. Концепт «одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Волгоград, 2005. – 222 с.
27. Попова, З. Д., Стернин, И. А. Язык как национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж, 2000. – 59 с.
28. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Волгоград, 1999. – 18 с.
29. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.
30. Топорова, В. М. Концепт "форма" в семантическом пространстве языка: На материале русского и немецкого языков: диссертация ... доктора филологических наук. - Воронеж, 2000. - 303 с.
31. Тунникова, В. А. Проблема лингвокультурных стратегий коммуникации: диссертация ... кандидата филологических наук - Ростов-на-Дону, 2005. - 156 с.
32. Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие / А. Т. Хроленко; под ред. В. Д. Бондалетова. - 4-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 181 с.
33. Худяков, А. А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. – с. 97-103
34. Чернобров, А. А. Лингвокультурология: основа интегрального гуманитарного знания (язык - философия - логика - психология - культура) : учебное пособие для студентов старших курсов гуманитарных факультетов, аспирантов и соискателей: материалы к спецкурсу / А. А. Чернобров; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2006. - 331 с.
35. Шейгал, Е. И. Лингвокультурология: языковая репрезентация этноса: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу для студентов фак. иностр. яз. / Е. И. Шейгал, В. А. Буряковская; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгогра : Перемена, 2002. - 177 с.
36. Шейгал, Е. И. Тезаурусные связи и структура концепта / Е. И. Шейгал, Е. С. Арчакова // Язык, коммуникация и социальная среда. – 2002. – вып.2. – с. 19-24

Словари и справочники
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов: более 20000 синонимов. – изд. 6-е стереотипное. – М.: Русские словари, 1996. 500 с.
2. «Викицитатник».
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1984.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – СПб, 1880 - 1882 . – М.: Терра, 1994.
5. Душенко, К. В. Большая книга афоризмов / К. В. Душенко. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2-х т. М.: Русский язык, 2000.
7. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
8. Краткий толковый словарь русского языка. / Под. Ред. В.В. Розановой. – М.: Русский язык, 1990. – 256 с.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 10-е изд. – М., 1973.
10. Словарь синонимов. Deutsche Wortschatz.
11. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. – М.: ГИЗ ин. и нац. словарей, 1935-1940.
12. Цвиллинг, М. Я. Русско-немецкий словарь пословиц и поговорок / М. Я. Цвиллинг. – М.: Изд-во «Русский язык», 1984.
13. Языковой портал. Pons.eu.
14. Deutsche Wörterbücher und Grammatik «Cannonet»

 

Для самостоятельной подготовки воспользуйтесь нашими рекомендациями.