Карта сайта
Готовые работы
Готовые работы
Более 1 000 работ. База готовых работ постоянно пополняется.
Доставка
Доставка
Доставка Вашего заказа по Москве и Туле осуществляется бесплатно.
Гарантии
Гарантии
Бесплатная доработка в соответствии с возможными замечаниями.
Сделать заказ
Тема демонизма в русской художественной культуре. - Дипломная работа. - 63 стр. - 4000 р.

Введение

«У книг своя судьба» - говорили древние. То же самое относится и к словам. Одни из них обогащаются новыми значениями, другие – беднеют и уходят из языка. Возможно, и слово «демон» могло бы уйти из нашего языка, если бы не сохранившие его произведения искусства. Загадочное и экзотическое для русского человека, это слово входит к нам вместе со стихами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и остается в нашем сознании навсегда.  Демон – образ поэтического и философского мира многих поэтов и писателей XIX – начала XX века. Образ Демона в искусстве объясняется не только своеобразием творческого темперамента автора, но и характером его эпохи.
Тему изучали специалисты многих направлений, но комплексного изучения с позиции культурологии не было. В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности проблемы положенной в основу дипломной работы «Тема демонизма в русской художественной культуре». Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе впервые предпринимается попытка систематического анализа образа демона в русской культуре XIX – XX века с позиции культурологии.
Сегодня часто говорят о религиозном значении русской культуры. Русская культура в целом не может быть понята без учета православной традиции. В связи с этим можно говорить о социальной значимости данной работы.
Объектом данного исследования является русская художественная культура XIX – начала XX века.
Предметом – тема демонизма.
Цель дипломной работы – интерпретация образа Демона в русской художественной культуре XIX – начала XX века.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
1. Рассмотреть семиотический подход к искусству.
2. Обратиться к образам демонов и бесов в русской литературе и поэзии XIX - начала  XX века.
3. Представить визуализацию образа демона в культуре Серебряного века (на примере творчества М.Врубеля), остановить внимание на конкурсе «Дьявол», организованном журналом «Золотое Руно».
Методологической основой исследования является структурализм -  применение структурного анализа к изучению проблем культуры (Леви-стросс, Фуко, Барт). Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения:
 - представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как о символотворчестве;
- представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной);
- представление о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и изменения в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур;
- представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного, структурного анализа знаковых систем и культурных текстов.
Тема дипломной работы позволяет в качестве методологической основы взять структурализм, так как мы рассматриваем текст как понятийно-символическую систему, наполненную кодами и символами.
В данной работе нами использовались следующие методы:
- метод анализа научной литературы и источников;
- структурный анализ;
- функциональный анализ.
Гипотеза исследования – образ Демона в искусстве XIX – начала XX века можно интерпретировать не как абсолютное зло, а как несчастное существо, ищущее себя и свое место в этом мире.
Многие исследователи обращались к теме демонизма, но все эти исследования не представляют систематического анализа: учеными рассматривается образ Демона в русской и зарубежной литературе, музыке, живописи. Обратимся  к конкретным научным работам.
С литературоведческой точки зрения образ Демона рассматривался такими исследователями, как Л. Белова («Демон ли  - лермонтовский «Демон»?: Новая гипотеза»), Н.С.Буртасова («Тема человекобога в культуре конца XIX начала XX века»), Е. Логиновская  («Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»), Н.В. Петрова («Демон в творчестве А.С.Пушкина»), Л. Романчук («Демонизм в западноевропейской культуре»). Многие работы были опубликованы в периодической литературе: «Наше наследие», «Литература в школе», «Литературная Россия».
Среди последних исследований, освещающих образ демона в русской культуре, следует отметить работу Н.Н. Летиной «Российский хронотоп в культурном опыте рубежей». Стремление рубежной культуры к «великому синтезу» (термин В.С. Соловьева), примиряющему противоречия и совмещающему смыслы, выразилось, по мнению автора, в создании в русской культуре рубежей XVIII – XIX и XIX – XX  вв. своеобразной духовно-нравственной парадигмы демонизма.
В плане культурной генеалогии российский «демон» совместил в себе и античные, и христианские реминисценции, и в то же время оказался романтизирован. Европейская романтическая традиция «вочеловечила» демона, придав ему внешнюю антропоморфность и экстраполировав его опыт в состав внутреннего мира романтического героя и его создателя - универсального художника – романтического гения. В этом смысле показательным, моделирующим и собственную, и последующую демонизацию личности героя и художника оказался персональный опыт носителя, как он сам полагал, «родового проклятия» лорда Д.Г. Байрона.
На русской почве рубежа XVIII – XIX веков наиболее значительными результатами данного процесса стали версии демона - духа отрицания и сомнения у А.С. Пушкина, духа изгнания и сомнения у М.Ю. Лермонтова. Именно они ввели в русскую культуру принцип написания слова «демон» как имя собственного - с заглавной буквы, наделили его индивидуальностью, в случае с М. Лермонтовым – отчасти собственной. Палитра художественной актуализации образа демона на рубеже XIX – XX вв. богата и разнообразна. Это страдающая романтическая личность, бунтарь-одиночка (Вяч. И. Иванов, Л.Н. Андреев, М. Горького, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт); иррациональная стихийная (часто - дионисийская) сила, ставшая имманентной логикой жизни (К.Д. Бальмонт; А.А. Блок; Ф. К. Сологуб; А. Белый, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Л.С. Бакста); «нежить» (А.М.  Ремизов, А.А. Блок); дьявол (В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, Л.Н. Андреев, М.В. Добужинский). Знаменательной экспликацией образа Демона в художественном творчестве воспринималась Н.Н.Летиной галерея демонов
М.А. Врубеля. Яркость личностного преломления темы и ее роковое влияние на судьбу художника утвердили за ним репутацию гения, явившего первообраз Демона.
Интерес к демоническому и актуализация образа демона на рубеже XIX - XX вв. включали следующие направления: эстетическое (интерпретация демона в качестве образа, персонифицирующего инфернальную Бездну), символическое (в качестве символа эпохи), жизнетворческое (сознательное культивирование демонизма), аксиологическое (демон как образец), культурно-антропологическое в духовно-нравственном аспекте (демон как образец личности неоромантического гения и культурный персонаж).
Так на рубеже XVIII - XIX вв. в России создавалась романтическая художественная традиция «демонизма», трансформировавшаяся на рубеже XIX – XX вв. в эстетически закрепленную, онтологически и аксиологически значимую социокультурную и духовно-нравственную парадигму.

Образ Демона в литературе XIX – XX века затрагивает творчество многих поэтов и писателей.  В данной работе, затронув тему демонизма, мы рассматривали художественное наследие А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Ф.Сологуба, А.Блока.
Обратившись к визуализации образа Демона, мы опирались на художественное творчество М.Врубеля -  художника-демониста. Исследованием творчества М.Врубеля занимались С.Черкасов («Светлый демон: М.Врубель»), Н.А. Дмитриева («Михаил Врубель: жизнь и творчество»).
В визуальной трактовке образа демона большую роль сыграл журнал «Золотое Руно», будучи одним из первых  художественных журналов XIX-XX вв. Именно в этом журнале был объявлен конкурс «Дьявол» - на его лучшее изображение и трактовку. Исследование данной проблеме были посвящены труды И.Зильберштейна, И.В.Корецкой, А.В.Лавровой, С.Я.Махониной.
Перечисленные нами исследования по теме демонизма в культуре XIX-XX вв. послужили теоретической основой для написания данного исследования.
В структуре дипломной работы можно выделить введение, основную часть (состоящую из двух глав), заключение.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи. Дается методологическая основа работы.
Цель первой главы – рассмотрение образа Демона в русской литературе и поэзии XIX - начала  XX века. Затрагивается генезис образа Демона. Наше внимание обращено к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Ф.Сологуба и А.Блока.
Вторая глава обращена к визуализации образа Демона в культуре Серебряного века. В основу исследования положено творчество  М.Врубеля. Также мы обращаемся к конкурсу «Дьявол», организованному журналом «Золотое Руно», позволяющему рассмотреть воплощение образа Демона в художественном творчестве разных представителей эпохи.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются его основные выводы.
В Приложении к дипломной работе представлены образы Демона, воплощенного в творчестве М.Врубеля.

Глава 1. Мистические аспекты в русской культуре XIX  - начала
XX века
§ 1.1. Семиотический подход к искусству
§ 1.2. Образы бесов и демонов в русской литературе и поэзии XIX  - начала  XX века
Глава 2. Визуализация образа демона в культуре Серебряного века
§ 2.1.Образ демона в творчестве М.Врубеля
§ 2.2. Конкурс «Дьявол » журнала «Золотое Руно»
Заключение
Приложения

Список литературы
1. Агеносов, В.В. Русская литература серебряного века / Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Про-Пресс, 1997. – 352 с.
2. Аленов, М.М. Михаил Врубель / М.М. Аленов. -  М.: Слово, 1996.
3. Алпатов, М.М. Врубель  / М.М. Алпатов // Искусство. – 2007. – №2. – С.221 – 224.
4. Аминева, В.Р. Категории добра и зла как параметры сопоставительного литературоведения / В.Р.Аминева, Э.Р.Бурханов // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т. 2.- C.156-158.
5. Андроников, И. Лермонтов. Исследование и находки» / И. Андроников. - М.: Просвещение, 1964.
6. Балакина, Т.И. История русской культуры / Т.И.Балкина. – М.: Аз», 1996.
7. Батурина, И.А., Ерещенко, В.Ф. Звук высоких ощущений / И.А. Батурина, В.Ф.Ерещенко // Библиотека. – 2005. - №6. – С.54 – 57.
8. Белова, Л. Демон ли – лермонтовский «Демон»?: Новая гипотеза / Л.Белова // Литератур. Россия. – 1992. - №41. – С.9.
9. Белошапкина, Я. Михаил Врубель / Я.Белошапкина // Искусство. – 2005. - №21.
10. Бенуа, А. Мои воспоминания. В 2 – х томах / А.Бенуа. - М.: Захаров -  1993.
11. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А. Бердяев о русской философии. - Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1991.
12. Буртасова, Н.С. Тема человекобога в культуре конца XIX начала XX века / Н.С.Буртасова. – Красноярск,  КГУ, 2000.
13. Ванштейн, О.Л. Западноевропейская средневековая историография / О.Л. Ванштейн. – М.: Наука, 1964.
14. Грибков, В. Врубель – живописец – пророк / В.Грибков // Юный художник. – 2006. - №11.
15. Дмитриев, С.С. Очерки истории русской культуры нач. XX в. / С.С.Дмитриев. – М.: Просвещение, 1985.
16. Дмитриева, Н.А. Михаил Врубель: жизнь и творчество  / Н.А. Дмитриева. – М.: Детская литература, 1984.
17. Дмитриева, Н.А. М.А. Врубель / Н.А. Дмитриева  // История русского искусства: В 13 т. Под ред. И.Э. Грабаря. Т.10, кн. 2. -  М.: 1963.
18. Зильберштейн, И. Дягилев и  «Мир искусства» / Г.В. Наполова // Искусство. – Минск: Пион, 1998.
19. Киященко, Н. Эстетическая культура / Н. Киященко. – М.: Инфра-М, 1999.
20. Корецкая, И.В. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX в. Буржуазно-либеральные и модернистские издания / И.В. Корецкая. – М.: Искусство, 1982. -  145 с.
21. Коровин, В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова / В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 1973.
22. Лавров, А. В. «Золотое руно» / А.В. Лавров // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905–1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. - 1984. 
23. Лапшина, Н.И. Мир искусства / Н.И. Лапшина. – М.: Искусство, 1977. – 340с.
24. Логиновская, Е. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» / Е.Логиновская. – М.: Художественная литература, 1977. – 117 с.
25. Маймин, Е.А. Романтизм Лермонтова / Е.А. Маймин. М.: Провсещение, 1975. – С.113 – 145.
26. Макогоненко, Г. Лермонтов и Пушкин: проблемы преемственного развития литературы / Г.Макогоненко. – Л.: Советский писатель, 1987.
27. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства / С.Махлина. – СПб.: Композитор, 2003.
28. Махонина,  С.Я. Журналы русского модернизма / С.Я. Махонина // История русской журналистики начала XX  века. – М.: Наука, 2004. – С.78.
29. Мечковская, Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религии / Н.Б.Мечковская. – М.: Фаир, 1998.
30. Монахова, О.П., Малхазова, М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. / О.П. Монахова, М.В. Малхазова.  - М.: Высшая школа, 1994.
31. Олейник, В.Т. Лермонтов и Мильтон: «Демон» и «Потерянный рай» / В.Т. Олейник // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1989. - Т.48. - № 4. - С.299-315.
32. Петрова, Н.В. Демон в творчестве А.С.Пушкина / Н.В. Петрова // Литература в школе. – 2001. - №8. – С.9 – 13.
33. Рапацкая, Л.А. Художественная культура России / Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 1998.
34. Ревякин, А.И. История русской литературы XIX в. / А.И. Ревякин. - М. Просвещение, 1964.
35. Розин, В. Семиотические исследования / В. Розин. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
36. Романчук, Л. Демонизм в западноевропейской культуре / Л.Романчук. - Днепропетровск, 2009. - 232 с. - С.140-143.
37. Русакова, А.А. Символизм в русской жизни / А.А. Русакова. – М.: Белый город, 2003.
38. Рюмин, А. Прошлое страстно глядится в грядущее / А.Рюмин // Наше наследие/ - 1997. - №42. – С.13 – 17.
39. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX начала XX века / А.Г.Соколов. – М.: Высшая школа, 1999.
40. Степанов, Ю. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанова. - М., 2001.
41. Страхова, Е. Творческий плагиат Лермонтова в поэме «Демон» / Е.Страхова. – М., 1909.
42. Суздалев, П.К. Врубель: Личность. Мировоззрение. Метод / П.К. Суздалев. - М., 1984.
43. Федоров-Давыдов, А.А. Воплощение творческого замысла: Работа Врубеля над образом Демона  / А.А. Федоров-Давыдов // Русское и советское искусство: Статьи и очерки. - М., 1975.
44. Черкасов, С. Светлый демон: М.Врубель / Наше наследие. – 1997. - №42. – С.2 – 8.
Источники
45. Блок, А. Поэзия. Драмы. Проза / А.Блок. – Олма-Пресс, 2003. – 799 с.
46. Достоевский, Ф.М. Идиот / Ф.М.Достоевский. – М.: АСТ, 2005. – 624 с.
47. Лермонтов, М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Т.1. / М.Ю.Лермонтов. – М.: Правда, 1988.
48. Платон. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.1. / Платон. – М.: Просвещение, 1923.
49. Пушкин, А.С. Поэзия / А.С.Пушкин. – М.: АСТ, 2009. – 700 с.
50. Сологуб, Ф. Мелкий бес / Ф.Сологуб. – М.: ЭКСМО, 2005.
51. Сологуб, Ф. Избранное / Ф.Сологуб. – М.: Диамант, 1997. – 448 с.

Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.